» » Художник Николай Предеин: Я причислил бы к лику святых запах липы, укропа и мяты

Художник Николай Предеин: Я причислил бы к лику святых запах липы, укропа и мяты

22

Впервые я увидела рисунки и бронзовые скульптурные миниатюры Николая Предеина в екатеринбургском музее «Литературная жизнь Урала XIX века» на выставке, посвященной Гоголю. Эти лаконичные гоголи, похожие то на ворону, то на шута, то скорбящие, то безумные, то жалобные, то отрешенные — запомнились и полюбились. А потом я узнала, что Николай Петрович пишет стихи. Одно из стихотворений стало близким, его музыка не отпускала, первые строчки врезались в память: «я причислил бы к лику святых запах липы, укропа и мяты».

Я подумала, что с автором таких стихов будет интересно поговорить о вере, о Боге, о душе. Николай Петрович предложил интервью по переписке, и вот что из этого вышло.

Гоголь, бум., черная нитрокраска

***

Николай Предеин — скульптор и график. Член СХ России с 1997 года. В 1986 году окончил Свердловскую вечернюю художественную школу. Живет и работает в Екатеринбурге. Автор золотой статуэтки «Costa Diva» — Российская оперная премия, которой были удостоены такие артисты как Валерий Георгиев, Борис Покровский, Галина Вишневская, Ирина Архипова и другие. Автор приза «Дягилев» международного фестиваля «Дягилевские сезоны. Пермь-Екатеринбург-Париж». Автор иллюстраций к «Мертвым душам» Н. Гоголя (юбилейное издание, Москва, 2009) и автор Гоголевского фестиваля в Париже в 2009 году. Создатель серии скульптурных портретов многих писателей, художников, ученых. Участвовал во многих выставках различного уровня. Ряд работ приобретены государственными и частными собраниями. Автор двух книг стихов — «Источник слуха» и «Второй первоисточник».

Князь. Древняя Русь. картон, тушь

Ксения Волянская:

— Как вы сейчас ответили бы на вопрос о вере? Я — верующий? Я — православный? Я — христианин? Какое определение вам ближе?

Николай Предеин:

— Вопрос о вере, я думаю, — это вопрос о самом сокровенном в человеке. А сокровенное, в попытке передать его словами, в известном смысле, профанируется, и разговор о вере часто не столько труден, сколько не точен. Может, о вере точнее можно сказать, говоря — опосредованно. Как стихи. Слова что-то говорят, но таким образом, что приходит не информация, а — смыслы, которым веришь.

Николай Предеин в своей мастерской. Фото Ксении Волянской

Я, наверно, из тех людей, которые культурно-исторически принадлежат к христианству и православию, но верующими себя, как правило, не называют и не воцерковлены.

Бог держит на весу

и бабочку и камень

не проверяйте то

что сделано не нами

а что до нас самих

нас проверяет камень

и бабочка и стих

написанный не нами…

— Были ли вы крещены в детстве, может быть, были верующие родственники, тогда что́ вы помните о них, оказали ли они на вас какое-то влияние?

— «Мое» православие — это моя бабушка, баба Анна, Анна Васильевна, 1888 года рождения («три восьмерки» — говорила она мне, школьнику). Она была человеком верующим. Ее пять сыновей (один из них мой папа, Петр Георгиевич) в разное время были призваны на фронт, и все (все!) вернулись живыми. И ей говорили: «Ну, Анна, ты своих сыновей отмолила!» Последние свои годы она сидела и переписывала псалмы, икосы, тропари в школьную тетрадку школьной же ручкой со стальным перышком, макая его в чернильницу. И не одна ее тетрадка заполнялась (70-е годы XX века!) классическим полууставом (вспоминается Достоевский: «игумен Пафнутий руку приложил»).

Достоевский, бум., черная нитрокраска

«Мое» православие — это смутное воспоминание о церкви в Шадринске (мне было, может, года четыре): полумрак, косой свет падает на пол, и холодная ложка (лжица) с какими-то ароматными каплями (конечно же, это был кагор и это было причастие).

В мастерской

«Мое» православие — это удивительная встреча в купе поезда (1978 год) с пожилым священником. Я тогда носил с собой альбомчик для рисования и попросил разрешения (без особой надежды) его нарисовать. Это было «старинное» лицо русского священника. Он дал согласие. Я сделал, конечно же, совершенно дилетантский рисунок (я только начинал), а он неожиданно спросил меня: могу ли я подарить ему этот набросок? Я, разумеется, подарил ему свою работу, но, чтоб не оставаться без рисунка, сделал еще один. А когда я приехал к маме и показал ей этот рисунок, она воскликнула: «Так это же отец Алексей, который тебя крестил!» Я его встретил более чем через четверть века!

«Мое» православие — это и репродукции в журнале «Юность» (60-е годы прошлого века) рублевской «Троицы» и его же «Спаса», и там же фотографии храма Покрова на Нерли…

Скульптура из серии Спас в темнице, модель

И еще.

«Верить в нуль» человеку нельзя — это кончается катастрофой.

Человек — он не сам по себе, он — Чей-то.

Некоторые люди похожи на горшки, которые отрицают гончара.

А сказать верующему: я — верующий, наверное, так же неловко, как поэту сказать о себе: я — поэт.

В мастерской

— Вы написали, что вы не воцерковлены — то есть вы не прихожанин, не исповедуетесь, не причащаетесь, как «положено» православному. Но, наверно, в вашем окружении были или есть «правильные» верующие, которые посещают службы по воскресеньям, исповедуются и причащаются периодически. Почем вы не с ними?

— Я — с ними, поскольку ценю и уважаю их искренность, прежде всего. И вижу, что эта искренняя вера делает их мягче, терпимей, мудрее, красивей, если хотите. Согласитесь, в наше время это многого стоит.

Но, может быть, я ухожу от ответа, если вы имели в виду, почему я, так сказать, организационно — не с ними. Не уверен, что смогу ответить. Наверное, не почувствовал в себе то, так сказать, высокое детство, которое, мне кажется, необходимо иметь в душе, которое и открывает возможность стать воцерковленным человеком. Я в себе такого детства не чувствую.

И еще хочу сказать вот что на тему правильно-неправильно верующих. Я знаю одного человека, который не воцерковлен, не часто ходит в церковь и т. д., но я точно знаю, что этот человек стоит многих (не в обиду будь сказано) церковь посещающих. Он, я бы сказал, органический христианин, он так живет. И в душе, и в быту. И на таких людях держится наше, еще не рухнувшее окончательно представление о возможности добра и жертвенности.

чем меньше веры, тем сильней

иконы в храме мироточат.

чем больше страх, тем за окном

темнее ночи.

любите ближнего, пока

не стал он дальним.

простые истины у нас

всегда печальны.

Рисунок из серии Живые мертвые души

— Кто для вас Бог?

— Боюсь, мне не по росту этот вопрос. Не мне говорить, что вся физика, даже самая квантовая-расквантовая, в любых ее масштабах, не может поколебать идею Бога. Хотя, время от времени, пытается.

Идею Бога, мне кажется, укрепляет, точнее, подтверждает то, что человек рано или поздно обнаруживает, что он не один.

Особенно тогда, когда он так или иначе касается темы смерти (не потому, что там Бог ближе, а потому, что там Он «слышимее»). Верующий и в счастье слышит Бога (он слышит Его всегда и всюду).

Скажу так: Бог, это Тот, Кто не оставляет тебя одного.

— Что вы думаете об отношениях Бога и людей — возможны ли отношения, слышат ли Там наши молитвы и почему так выборочно?

— Я думаю, отношениям Бога и людей, во всей полноте драматургии, положил начало Адамов грех и изгнание из Рая.

Рисунок из серии Пилигримы, бумага, цветной карандаш

Иногда думается, что изгнание из Рая — событие неизбежное, «запрограммированное» самим Создателем, если позволительно так говорить. Как и предательство Иуды. Без этих сюжетов история христианства была бы другой. А может быть, ее и не было бы совсем.

Институт отношений Бога и человека этими двумя событиями, в основном, и определяется, и только ветвится в других библейских сюжетах: жизни Иова, жертвоприношении Авраама, отречении Петра, уверении Фомы…

И все эти сюжеты обречены воспроизводиться до конца мира, потому что Библия, в известном смысле, духовная матрица христиан.

Молитвы Бог слышит, но иногда не отвечает. И не Он тому причиной. Вспомним шекспировского Клавдия, который говорит: как мне молиться, когда при мне корона, край и королева. Он, понимая это, и не решался на молитву. А кто-то молится, «забывая», что «корона» осталась с ним…

Скульптура из серии Пилигримы. Бронза, патина

стрекоза на моей руке…

и пока она там,

я, наверное,

не сделаю ничего плохого.

— Достаточно ли вам концепции христианства, чтобы объяснить существование зла на Земле?

— А как же та самая «слеза ребенка»? Как Бог допускает страдания невинного? Может быть, здесь работает «грех отцов», а в конечном счете — Адамов грех?

Человеку это трудно осознать. Потому что он все это пытается понять «снизу». «Сверху» все видно, вопросов нет. Одна печаль и сокрушение о человеческих слабостях, ошибках и грехах.

— Как вы понимаете, что такое грех?

— Грех, безусловно, соотносится с Божьими заповедями.

Но люди в житейском своем поле часто неизбежно поступают по принципу меньшего зла, то есть — меньшего греха. Злодеи, так скажем, об этом не думают, вернее, не об этом думают. Праведники — вне греха. А остальные живут в этом поле меньшего греха. Кстати, думаю, что каждый человек — маленький адам своего греха, в каком-то смысле, изгоняемый из своего рая своими же грехами.

Князь Мышкин, картон, тушь

— Что вы думаете об аде и рае? О святости?

— Ад и рай. В «наивные» времена эти категории были реальными.

Сейчас, в «культурные» времена, они превратились в художественный образ, поскольку религия породила культуру, во многом «превратилась» в культуру.

мята, мятлик, подорожник,

иван-чай, тимьян, душица…

перед сном проговоришь —

непременно рай приснится.

день иным словам научит.

он других наставник дел,

но ты помни: мята, мятлик,

мальва, зоря, чистотел…

Композиция, бум., черная нитрокраска

О святости. Тут самое время сказать себе, а кто я такой, чтоб рассуждать о святости? Одно понятно и безусловно: не стоит село без праведника. А мир давно бы пропал, если бы не было святых на земле.

я причислил бы к лику святых

запах липы, укропа и мяты.

кто из нас не хотел бы им

братом

быть, но как же они далеки,

и они ли здесь в том виноваты.

мы сильны, а они просто святы.

Иллюстрация: «Странники», бум. черная нитрокраска

:



МНЕНИЯ | Ошибка? Четверг,9:00 0 Просмотров:58
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d