» » Смысл жизни — в обретении самого себя

Смысл жизни — в обретении самого себя

20

Прочитал на «Ахилле» рассказ Елены Ивановской. В нем очень много вопросов — «проклятых» вопросов. И это хорошо, когда человек задает их и пытается найти ответы. Я сам непрестанно нахожусь в подобном поиске, стараюсь не делать поспешных выводов, не ставить точек в своих умозаключениях. Одно для себя усвоил точно: не существует универсальных ответов на все эти животрепещущие вопросы. Ответы могут быть различными, и зависят они от конкретного человека.

Мне, как священнику, особенно близки переживания автора. Поэтому решил предложить автору и читателям свои размышления. Сразу хочу предупредить об их субъективности. Они основаны на, во-первых, личном жизненном и мистическом опыте; во-вторых, на полученной и переработанной информации из книг, фильмов, музыки, картин, наблюдений за природой и т.д. Поэтому ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, высказываю лишь свою точку зрения.

Начну с самого, с одной стороны, банального, с другой — самого основополагающего вопроса.

В чем смысл жизни человека?

Смысл жизни заключается в обретении самого себя, своего «я». Мы все очень разные. Наше душевно-физическое устроение обусловлено огромным количеством разнообразных факторов. На формирование человека как личности влияет всё: и генетика, и обстановка в семье, и воспитание, и социальные условия, и климат, и окружение, и много чего ещё. Нет на земле хотя бы двух одинаковых людей, по той простой причине, что в душе каждого из нас разный набор следов, оставленных жизненными обстоятельствами, впечатлениями, ощущениями, переживаниями, познаниями и т.д. С течением времени у человека формируется собственный, присущий только ему строй души. И все новые и новые впечатления воспринимаются на основе комбинаций следов от предыдущих впечатлений. Эти комбинации у всех очень разные, поэтому, порой, казалось бы на самые обыкновенные вещи у людей могут быть весьма различные взгляды. Разность мнений и взглядов обусловлено самой природой человека. И те, кто борется с инакомыслием, борется с природной данностью. Это то же самое, если запрещать человеку дышать.

Тело и душа тесно взаимосвязаны. Душа в точности повторяет форму и внешность тела и имеет определенную вещественность, нам пока не известную. (Весьма точно такое понимание души показано в фильме «Привидение» с Патриком Суэйзи в главной роли.) Душа тоже в некотором смысле телесна, так как она ограничена в пространстве. То же касается и ангелов. Их сущность вещественна, так как имеет границы. Мысль о вещественности души человека и невидимых существ содержится в творениях свт. Игнатия Брянчанинова. Эта идея мне близка. Она вытекает из утверждения об ограниченности невидимых разумных существ. Ограничен — значит вещественен. В абсолютном смысле безграничен только Бог.

Поскольку я существую, мое «я» занимает определенное место в пространстве бесконечного бытия, значит моя жизнь априори небессмысленна. Ценна она и для меня самого, и для вселенной, и для этого временного промежутка, и для будущего безвременного продолжения жизни. Мое «я» бессмертно, меняются только, если можно так утрированно выразиться, одежды, формы моего дальнейшего существования во вселенной. Мысль о сохранении самосознания после смерти содержится в теории биоцентризма Роберта Ланца. Она основана на законе сохранения энергии. В общем, существуют научные опыты и эксперименты, указывающие на бессмертие сознания человека.

Я бессмертен потому, что не могу представить, что моего «я» когда-то не будет. Существует только то, что я вижу (чувствую, осязаю, обоняю и т.д.); что я пока не вижу и не могу объяснить; и то, что является плодом моего воображения, фантазии. При всех попытках представить свое небытие, у меня не получилось. Раз невозможно представить свое небытие, значит мое «я» навсегда суть бытие. То, чего нельзя представить, не существует. А то, что можно представить, существует хотя бы в моем воображении. Небытие моего «я» представить невозможно. Само слово «небытие» уже существует в виде напечатанных семи букв. Даже тело после смерти никуда не исчезает, оно продолжает свое существование в иных химико-биологических состояниях. Короче говоря, не существует никакого небытия — всё есть бытие. Не существует незаполненного пространства. Нет как таковой смерти, есть переход в иную форму бытия. Но при этом я останусь «я». «Я» человека уникально и неповторимо. Поэтому не существует никакого переселения душ. Я родился человеком и всегда буду человеком.

Так как не существует небытия, не существует и бессмысленности. Смысл моей жизни — это сам я, моя неповторимость, моя уникальность. Я — единственный в своем роде. Нет другого такого «я», как я. Поэтому смысл моей жизни заключается уже в том, что я есть. Другое дело, что в течение жизни мы находимся в поиске самого себя, так как рассеиваемся на все то, что предлагает нам окружающий мир. И только опытно приходим к тому, что подходит именно нам. Поэтому человек и совершает разные поступки, в том числе и неправомерные. Это и является грехом, когда мы в поиске своего «я» вредим как самому себе, так и окружающим людям, и вообще окружающему миру. Когда человек находит свое «я», он обретает покой и душевный мир. И это возможно при условии сохранения границ других «я». Обрести свое «я» невозможно при нарушении права жизни и развития другого «я». Множество «я» должны жить и развиваться в неприкосновенности каждого из «я».

Смысл жизни — в вас самих, и никто не имеет права говорить о ненужности, никчемности вашего существования. Вы, читающий этот текст, неповторимое «я», вы преисполнены всяческого смысла, просто потому, что вы есть.

Продолжение следует…

Обсудить статью на форуме

Иллюстрация: кадр из фильма «Привидение»

МНЕНИЯ | Ошибка? Вторник,8:55 0 Просмотров:42
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d