» » Правильное воцерковление как рецепт избавления от «бывших»

Правильное воцерковление как рецепт избавления от «бывших»

18

Приятно, что наш сайт «Ахилла», хоть и избегают называть по имени, но внимательно изучают — и православные журналисты, и радиобатюшки. 11 марта на радиоканале Екатеринбургской епархии «Воскресение» в рубрике «Беседы о вечном» обсудили тему «бывших».

«Очень популярная тема в церкви, в околоцерковных СМИ — бывшие послушницы, бывшие священники, бывшие прихожане, — начала разговор юная ведущая. — Почему люди затаили какую-то обиду, какое-то негодование на Христа, на церковь, на людей, которые там находятся?»

(И правда, на что обижаться бывшей труднице Боровского монастыря, автора недавней публикации? Подумаешь, пахала на монахов, как Иаков, семь лет, а потом, будучи изнасилованной, не получила от «духовных» людей ни сочувствия, ни поддержки?)

Собеседник ведущей, протоиерей Андрей Канев (штатный священник МО РФ в должности помощника начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа, кандидат философских наук, доцент РГППУ) говорит, что и сам читает такие истории и в беседах с прихожанами иногда об этом слышит:

«С одной стороны, видно в их рассказах больное сердце, людям больно, и они от боли кричат; другой вопрос — почему больно, это надо разбираться индивидуально. „Я служу, никому ничего не надо. Архиерею ничего не надо, благочинному ничего не надо, люди суеверные, руки опустил, денег никто не дает, в епархию отправить их надо, кругом все несправедливо“. Понять человека можно. Он пришел с такими открытыми глазами в церковь, как место любви, место, где справедливость и братство… Людям никто не сказал, что церковь — это больница, где бывают злые санитары… оборотни в рясах… Почему — потому что мы находимся на самом деле в области страдания. Это все закончится пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Вторым, понимаете? Понятно, что в этом случае человека не подготовили. Отчасти это вина его наставников, отчасти это проблема, которая в церкви существует — отсутствие оглашения. Если бы человек огласился, он бы не совсем с такими наивными глазами подошел к себе — не то что там к служению церкви, а к себе. Когда человек, придя служить в церковь, не знает темы борьбы с грехами, не знает аскетических основ жизни, а смотрит на мир, знаете, как там у Пушкина — „кабы я была царица“ — накормлю весь мир, или я приду и стану священником и вокруг меня спасутся тысячи, то в этом случае не нашлось доброго человека, который дал бы ему подзатыльник и сказал бы: родной, ты не то думаешь вообще, не так надо готовиться-то. Ты готовься к войне — там будут вши, там будет голод, порой командиры тупые, но надо выживать в этой обстановке».

прот. Андрей Канев

Надо же, о. Андрей произносит в эфире то, что еще недавно можно было прочитать только на «Ахилле», а скорее даже лишь в некоторых комментариях раздраженных читателей к текстам на сайте. Отрадно, что хоть и в слегка завуалированной форме, но церковные спикеры стали откровенно высказывать то, что они думают о своем начальстве — «тупые командиры», вот оно как! (Интересно, а «злые санитары» — это кто? Благочинные?)

Продолжает Канев тоже жестко:

«И соответственно человек без закалки сталкивается с тем, что его мечта светлая, но нереальная (как собственно все мечты), сталкиваясь с этой реальностью, рушится. Или он видит примеры грехов собратий, или там священноначалия — че, такое не бывает? Бывает — мы же реальные люди, в реальном мире живем. И это человека ранит. И, к сожалению, не находится человека, который ему скажет: да не это главное в церкви, это было, есть и будет, пока мир не прекратится, будут грехи в этой больнице: и товарищи твои — духовные инвалиды, и начальники твои — духовные инвалиды, и ты — духовный инвалид. Но давай делай так, чтобы не повредиться больше и не повредить другим людям. Не нашлось таких людей, к сожалению, которые бы их поддержали, чисто по-человечески, духовно, понимаете?»

Какое же лекарство отец протоиерей предлагает в качестве лечения от «обид» на церковь и критики в адрес церковных порядков? — Правильное воцерковление.

«Тут проблема в том, что человеку не помогли и опять же не наставили, как правильно верить, — объясняет Канев. — И поэтому, когда разрушаются внешние условия благочестия, то у человека ощущение, что разрушается вера. С одной стороны, это крики боли, с другой — это выявление их духовных бед, когда человек, может быть, мстит где-то. Жалко людей, они зациклились на этом и не решают проблему — мы и так, церковные люди, знаем, что такие проблемы есть. Надо духовно решать эти вопросы. Но мне искренне жаль. Я вижу проблемы этих людей в отсутствии правильного воцерковления и отсутствии духовной поддержки».

К сожалению, рецепта, как «духовно» решать эти вопросы, протоиерей Андрей не дал, а ведущая не спросила.

Дальше было смелое утверждение батюшки, что архиереи не вмешиваются в приходскую жизнь, и совет собратьям не обращать внимания «на несправедливости епархиальной жизни» (как ценно, что это признается в эфире епархиального радио!), а обращать внимание на свой приход: «Терпеливо работай, в год приводи к вере одного человека, за 10 лет у тебя будет приход из 10 человек, а за 20 лет — из 20-ти».

Но самое интересное все же утверждение о том, что люди уходят из Церкви по причине своего неправильного воцерковления. И в этом даже хотелось бы согласиться с отцом Андреем, если бы не одно «но». А именно — как означенный батюшка понимает правильное воцерковление.

И тут надо вспомнить, что долгие годы катехизатором на приходе о. Андрея Канева был проповедник Сергей Масленников, основатель так называемой «Школы покаяния им свт. Игнатия Брянчанинова».

Сергей Масленников

Несколько лет назад лекции Масленникова активно продвигались руководителем медиахолдинга Екатеринбургской епархии архимандритом Димитрием Байбаковым: они регулярно, несмотря на частые недоуменные, а порой и возмущенные звонки слушателей, звучали на радио «Воскресение», на ТК «Союз» — сам Байбаков рекламировал их в эфире и называл «замечательными».


Диски с лекциями и книжки Масленникова разлетались как горячие пирожки, принося стабильную копеечку в бюджет и самого пламенного проповедника, и прихода о. Канева, и Байбакова. Но все испортил указ от 7 июля 2014 г. митрополита Кирилла, возможно, спровоцированный резким отзывом о Школе покаяния о. Дмитрия Смирнова в феврале 2014 года и жалобами миссионерского отдела епархии на порядки в приходе Канева. Официально же в указе сказано, что запрет на деятельность Масленникова связан с письмом главы Издатсовета митрополита Калужского Климента (Капалина). Забавно, что ответственным за выполнение указа был назначен сам Канев, называющий себя «духовным другом» Масленникова.


Как обычно бывает в таких случаях, Масленников стал жаловаться на гонения, клевету и преследования, продолжает жаловаться и до сих пор.

Протоиерей Андрей Канев опубликовал на приходском сайте обращение, в котором смиренно сообщил, что, выполняя послушание, убрал из лавки книги и диски своего духовного друга и запретил ему выступления с лекциями, однако, задает риторический вопрос: «Может, все дело в том, что у нас появились влиятельные недоброжелатели?»


Весной 2015 года Издатсовет отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запретил их к распространению.

19 марта нынешнего года на сайте Масленникова размещено видео, где он утверждает: никто Школу покаяния не запрещал. Указ митрополита запретил ему, Масленникову, катехизаторскую работу на территории Екатеринбургской епархии. «Почему я подчинился этому приказу? Потому что ответственным и контролером меня назначили настоятеля, то есть если я буду нарушать этот приказ, настоятеля просто переведут оленей пасти и разгонят весь приход, поэтому меньшим злом мне было уволиться. Теперь эту работу ведет настоятель с другими священниками».

Чтобы узнать, что понимает под правильным воцерковлением о. Андрей Канев и «другие священники», учителя в Школе покаяния, можно заглянуть в составленный Масленниковым «Дневник кающегося», который предлагается вести каждому, готовящемуся стать правильным христианином.


Дневник доступен в интернете, к священникам нередко приходят на исповедь люди, которые используют для подготовки этот подробнейший каталог современных грехов, способный ввести в глубочайший невроз даже изначально душевно здорового человека. Достаточно подробно разбирает нелепые и людоедские моменты этого каталога о. Георгий Максимов, не будем повторяться. Меня больше всего поразило утверждение, что грехом является выкидыш, произошедший от «глубокой печали». Страшно представить, сколько несчастных женщин пострадало от мизогинии Масленникова.

Не знаю, как теперь, но раньше посещение Школы покаяния было обязательным для всех прихожан храмов, настоятели которых увлеклись продвинутым методом катехизации по Масленникову. Не хочешь посещать — не будешь и причащаться. А из-за того, что батюшек на всех не хватает, к оглашаемым прикрепляют «опытного наставника» «для дальнейшей работы над собой», то есть для подробного обсуждения своих грехов и разбора полетов с катехизатором, по сути принимающим исповеди, не будучи священником. Знакомая ушла из такого прихода после вопиющего случая, когда тяжелобольную женщину отказались причащать на дому, так как она не прошла Школу покаяния. Действительно, такие прихожане не считаются полноценными христианами, и отношение к ним соответствующее.

Несмотря на обвинения в сектанстве, учение Масленникова, формально запрещенное к распространению, продолжает находить последователей. Группа в ВК жива и имеет около 4 тысяч подписчиков, там выкладываются лекции Масленникова; действует и обновляется его личный сайт, так что виртуальная катехизация продолжается. Сообщество связано с официальной страницей Владимирского прихода, настоятелем которого является о. Андрей Канев. Книги и диски продолжают распространяться по епархиям, а сам Масленников продолжает гастролировать с лекциями по городам и весям.


Так что, согласно теории отца Андрея Канева, благодаря бурной деятельности Масленникова и Ко, эмиграция из Церкви скоро сойдет на нет, а большинство прихожан станут правильно воцерковленными, вносящими каждый неверный шаг и нечаянный чих в «Дневник кающегося».

P.S. Для тех, у кого нет времени ходить по ссылкам, несколько перлов из «Дневника кающегося».

В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три категории: смертные выделены жирным шрифтом, тяжкие — обычным и условно простительные — курсивом. «В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю».

К страсти чревоугодия Масленников относит:

  • привязанность к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр.) занятия оздоровлением тела по различным методикам (по Брэггу, по Иванову, цигун, фитнес, уринотерапию, раздельное питание, а также различные системы голодания); восприятие употребления пищи как приятного, радостного занятия, а не необходимой потребности тела.

Тот, кто громко заразительно смеется, целовался, обнимался до заключения брака, допускает неумеренность в плотских отношениях в законном браке, считает, что брак дает право на плотские отношения без рождения детей, имеет наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви — заражен, по Масленникову, страстью блуда.

Сребролюбец тот, кто «получал незаработанные деньги… разрешал детям иметь свои деньги и копилки».

К страсти гнева Масленников непонятно почему относит:

  • выкидыш — от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья;
  • оставление детей на воспитание бабушкам — не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
  • расторжение брака без уважительных причин;
  • безразличие к духовному состоянию детей (не научали их вере, заповедям, молитве, посту; дозволяли не посещать храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
  • неприменение к детям допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева).

Тот, кто скучает «по «обычной человеческой радости», не переносит однообразную и малоинтересную работу, допускает веселость, беспечность, распевание песенок, насвистывание — по утверждению Масленникова, омрачен страстью уныния.

Ну и, конечно, тот гордец, кто дерзает причащаться без правильной веры…

Обсудить статью на форуме

МНЕНИЯ | Ошибка? Пятница,9:00 0 Просмотров:74
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d