» » Пассия — сострадание из мыльных опер?

Пассия — сострадание из мыльных опер?

0

Сострадание… Что это на сегодня? Извращенная форма удовольствия или все же основа христианской добродетели милосердия? Перечитывая «Исповедь» блаженного Августина Аврелия, я наткнулся у этого христианского мыслителя на недоумение: почему люди так любят театральные трагедии, сопереживают вымышленным героям и совершенно отвращаются от протянутой руки действительно страдающего? Причину блж. Августин видит в стремлении человека к удовольствиям.

Премудрый Господь решил сделать вот это сладостное сердечное томление наградой за проявленное сострадание и милосердие. Подобно тому, как и супруги получают в награду за зачатие радость плоти. Но человек — существо лукавое, и потому научился трепать себя за сердце самостоятельно, получая желаемую сердечную истому. Такое «сострадание» ни к чему не обязывает, не требует самопожертвования и в настоящее время может извлекаться по щелчку пульта. Некоторые уверены, что душещипательные книги и фильмы имеют воспитательную функцию и приносят духовно-нравственные плоды. Но может ли человек зачать плод в результате онанизма?

Известно, что барыни при чтении «Хижины дяди Тома» весьма сострадательно умилялись, но дочитав до корки, утирали крокодильи слезы и шли сечь своих крепостных. Так же, после прочтения жития Евстафия Плакиды (в этом житии описывается очень непростая судьба семьянина), барынька ничтоже сумняшеся ехала на базар и как цыплят продавала скопом детишек своих крепостных крестьян. Следовательно, читает и смотрит такие вещи человек не ради назидания или саморазвития, а ради душевного самоудовлетворения. Поразительный факт, но людоеды СС, которые морили людей как мух и шили дамские сумочки и перчатки из человечьей кожи, были очень развитыми в культурном отношении. Они любили Вагнера и других классиков, ходили в театр между пытками. На ум сразу приходит Ганнибал Лектер с его утонченной эстетичностью. В этом и заключается феномен психопата, что он направляет свою нужду сострадания в русло самоудовлетворения.

А теперь давайте вспомним, откуда берет свое начало великопостное богослужение — Пассия? Это название на латинском звучит как Passio — страдание. В церковный обиход эта служба была введена довольно-таки поздно, в середине XVII-го века, известным компилятором латинства митрополитом Киевским Петром (Могилой). Достаточно посмотреть, как действует это богослужение на прихожан, чтобы усомниться, нет ли здесь эмоциональной раскачки за счет создания ярких образов и искусственной стимуляции?

В первый раз я посмотрел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» как раз в великий пост, и вскоре после просмотра пел Пассию. Помнится, что ощущения после фильма и так называемого богослужения я нашел весьма схожими, и это тогда меня смутило. Вся обстановка Пассии душещипательными витийствами располагает к «компассии» (состраданию). Я приведу несколько отрывков для людей, которым не довелось побывать на этом сомнительном богослужении. Поскольку профессионального перевода Пассии на русский я не обнаружил, буду приводить в своем вольном переводе. Да простят меня знатоки за погрешности…

Догматик на стиховне: «Тебя, одевавшегося светом как ризой, снимает с древа Иосиф с Никодимом, и, видев Тебя мертвым, нагим и непогребённым, принимается от сердца плакать и, рыдая, приговаривать: увы мне, сладчайший Иисусе… как погребу Тебя, Боже мой? Или какою плащаницей обвию, какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу?»

Икос 4: «О Иисус, поруганный и обнаженный, дающий красоту лилиям полевым и одевающий небо облаками. О Иисус, насыщенный ранами, пятью хлебами пять тысяч насытивший. О Иисус, Царь всех, вместо дани любви и благодарения жестокие муки принявший. О Иисус, ради нас весь день принимавший раны, исцели раны наших душ».

Икос 5: «О Иисус, имевший глаза свои кровью залитыми, отврати глаза мои от суеты. О Иисус, с головы до ног не имевший живого места, всего здоровым меня сотвори».

Как видите, налицо попытка поразить воображение, потрясти чувственность, нервы, пробудить чувство вины. Святые отцы заповедуют нам не распалять во время молитвы свое сердце образами, ибо для монаха это прямая дорога в прелесть, а для мирянина — в психиатрическую клинику.

В частности, свт. Игнатий Брянчанинов пишет о таком самовзводстве: «Оживить чувства, кровь и воображение старались западные; в этом успевали скоро, скоро достигали состояния прелести и исступления, которое ими названо святостью». Медитативные приемы во время молитвы — это чисто католическая практика!

Но почему же наши иерархи допускают и приветствуют эти душевредные «богослужения»? Ответ прост: православным матронам, отказавшимся от телевизора, очень не хватает слезливых мыльных опер. И потому спрос родил предложение: православную душещипательную мистерию-постановку. Вообще, все великопостные распевы тоже повреждены и имеют плаксиво-унылый тон в противовес традиционному радостно-печальному звучанию древних распевов. Но, впрочем, это уже совсем другая история…

Иллюстрация: Рубенс «Снятие с креста», фрагмент

Обсудить статью на форуме

:


Пассия — сострадание из мыльных опер?


МНЕНИЯ | Ошибка? Понедельник,8:55 0 Просмотров:23
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d