» » «Это наш сквер! Это наш город!»: протесты в Екатеринбурге

«Это наш сквер! Это наш город!»: протесты в Екатеринбурге

54

Этот текст писался утром 16 мая для светского издания, но в последний момент там передумали публиковать.

Уже три дня Екатеринбург находится на верхних строчках во всех новостях — жители города массово протестуют против строительства кафедрального собора в сквере у Театра драмы.

Напомню предысторию конфликта. До революции кафедральным собором Екатеринбурга был храм святой Екатерины, который был уничтожен советской властью. В двухтысячных собор хотели восстановить на его прежнем месте, но там сейчас находится фонтан «Каменный цветок» — жители митинговали, и епархия отступила, только установила часовню рядом с фонтаном.

В 2017 году в помощь епархии пришли олигархи и предложили построить собор… прямо посреди городского пруда на реке Исети. Жители вновь поднялись и устроили несколько акций мирного протеста — стали «обнимать» пруд.

И власти вновь отступили, но для того, чтобы застолбить себе «окончательное» место — сквер у Театра драмы, любимое место прогулок горожан и гостей города. Активисты вновь стали обнимать сквер, но епархия, ободренная властью и меценатами, тоже уперлась: устроили свои «духовные» акции, крестные ходы, молебны в сквере, с привлечением известных актеров. Быстренько освятили сквер, глава епархии, митрополит Кирилл (Наконечный) заявил, что храм теперь будет здесь стоять «вечно», потому что сквер «предуготован» для этого.

Конфликт так бы вяло и тянулся, но в ночь на 13 мая бо́льшая часть сквера оказалась огорожена забором, а внутри появилась многочисленная охрана — ЧОПовцы, с эмблемой в православном стиле и надписью на греческом: «Будь верным до смерти».


Возмущенные жители собрались вечером 13 мая на стихийную акцию протеста и стали обнимать забор. Я тоже присутствовал там, наблюдал в течении двух часов, как люди повалили забор, зашли в сквер и устроили веселое гуляние. Полиция и охрана нервничали, но реагировали спокойно. Настроение у всех было приподнятое, и казалось, что народ побеждает.


Когда я уходил из парка, один из охранников сказал другому: «Молодцы люди, повалили забор, победили!»

Но, как многие знают из новостей, вечер омрачился появлением накаченных спортсменов, которые стали грубо выталкивать людей из сквера, а потом подняли забор. Ночь закончилась драками и первыми задержаниями.

Эти «православные» бойцы связаны с академией единоборств Русской медной компании, глава которой, Игорь Алтушкин, является одним из главных спонсоров строительства собора, вместе с другими олигархами — Андреем Козицыным, главой Уральской горно-металлургической компании, и Андреем Симановским, главой компании Сима-ленд. Эти олигархи организовали «Фонд святой Екатерины», занимаются пиаром строительства храма и всей организацией процесса. Это важный момент — конфликт разворачивается не вокруг храма, а вокруг засилья олигархов, которые делают в городе что хотят уже не первый год, да еще и окружают себя собственной частной армией. Напомним, что боевики выгоняли людей, а полиция и Росгвардия не вмешивались.

Второй вечер протеста был уже иным: протестующих стало больше, больше стало и полиции. Но вечером люди протестовали мирно, хотя и уже не так весело. Юная виолончелистка играла тему из «Игры престолов», часто звучал Цой «Мы ждем перемен», люди пели «Смуглянку», про клен зеленый.


Появилась группа коммунистов с флагами. Также среди людей наконец появился представитель епархии, глава отдела по связям с обществом и СМИ протоиерей Максим Миняйло, который пообщался с жителями. Но диалогом это нельзя было назвать — протоиерей спокойно, но равнодушно отвечал на вопросы, вернее, «вразумлял» горожан, как детишек-недотеп, что нужно смириться, «все решено, у нас есть все разрешения, собор всем нужен, а сквер станет еще лучше и больше». Православные вообще способны творить чудеса — забрать три четверти сквера, построить каменный огромный храм и уверить всех, что сквер увеличится. Может, Исеть засыпят? Также протоиерей дал «истинный крест», что в храме, который собираются построить к 2023 году, разрешат хранить скейтборды тем, кто этого захочет. Можно еще пообещать и по копеечке выдавать, с поцелуем в лобик, чтобы совсем уж была любовь и благодать в городе.

Я ушел из сквера, когда начинало темнеть, все было довольно мирно, а ночью вновь начались столкновения, часть забора выкинули в реку, задержанных стало больше. Вообще, складывается ощущение, что в темноте специально подтягиваются провокаторы, непонятно, с чьей стороны, или просто хулиганы, которые устраивают конфликты и озлобляют полицию.

Как я и предполагал, на третий вечер «защитники» строительства подготовились еще лучше. Со стороны, где собираются протестующие, поставили надежный металлический забор, который спешно доваривали. «Космонавтов» — полиции и ОМОНа — стало еще больше, они перегородили даже проход у реки. Среди полицейских в оцеплении очень много женщин.

А люди стали собираться ближе к темноте, потому что в 21.30 было решено устроить флешмоб — ночь фонариков. Все свободное пространство парка было запружено людьми, тысячи фонарей в смартфонах загорелись, и люди стали скандировать: «Это наш город! Это наш сквер! Храм здесь не будет! Уберите свой забор! Референдум!»


Это было очень трогательное зрелище. Я интроверт, крайне не любящий любое скопление людей, увидел настоящее единство горожан — чистые, открытые лица, целые семьи с маленькими детьми, много беременных женщин, молодежь, старики, — эти люди показали всему миру на краткий миг, что в Екатеринбурге есть гражданское общество, есть свободные люди, которых не требуется «проплачивать» или организовывать какой-то оппозиции, чтобы собраться вместе и выразить свое возмущение беспределом властей, олигархов и примкнувшей к ним РПЦ.

Этот момент важно подчеркнуть: я беседовал со многими людьми, разных возрастов, но все говорят примерно одно: мы выступаем не против религии или веры (многие из участников акций протеста сами верующие и православные) — мы выступаем за сквер, а не против храма, нам надоело, что власти нас считают за быдло, мы не позволим так с собой обращаться.

Я поговорил с одной пожилой женщиной, которая сказала, что пришла на акцию «поддержать молодежь». Она рассказала, что когда в сквере на Пасху был массовый молебен с участие шоуменов и олигархов, то она встретила группу привезенных с области женщин, которые предлагали ей, за триста рублей, тоже присоединиться к молебну, «пенсии ведь у нас маленькие».

Я подтвержу ее слова: когда мы снимали ролик о молебне в день Торжества православия, мы видели множество женщин, толпившихся с краю, с одинаковыми воздушными шарами и каменными лицами, которые даже ни разу не перекрестились на молебне, будучи просто массовкой. Известно также, что олигархи отправляли своих работников на тот молебен по разнарядке.

Фото: ekaterinburg-eparhia.ru

Я пробыл на акции протеста 15 мая с 20.00 до 23.00, все было мирно и спокойно. Но, как сообщают СМИ, вновь ночью события стали «горячими», и количество задержанных увеличилось еще больше.

16 мая в 19.00 епархия собирается устраивать в сквере молебен «о мире и согласии». При этом в своем публичном обращении епархия прямо назвала участников акции протеста «агрессорами», которые устроили «нападки и наветы». Также епархия уверена, что акции протеста спланированы и людей специально вовлекают в это.

 


Поэтому ни о каком мире и согласии речи не идет: епархия намерена продолжать процесс строительства храма, а жители наверняка вновь придут в сквер.

Как долго продлится противостояние — неизвестно, но обе стороны настроены стоять на своем, диалога не предвидится.

МНЕНИЯ | Ошибка? Пятница,1:55 0 Просмотров:22
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d