» » Социальное, религиозное и духовное состояние иудейского общества эпохи II Храма и современной России

Социальное, религиозное и духовное состояние иудейского общества эпохи II Храма и современной России

7

Просмотры: 117

Сравнительный анализ

В процессе изучения исторических данных о политическом, социальном, культурном и религиозном положении Иудейского государства после Хасмонеев были сформулированы следующие базовые положения, определяющие со-стояние иудейского общества периода от воцарения Ирода Великого до начала Иудейской войны. В качестве очевидной параллели приводятся данные по состоянию православной части российского общества на конец ХХ—начало XXI века. Данные расположены в центросимметричной последовательности, т. е. сравнение нужно проводить по колонкам 2/3 — 4, 6/5 — 4; или 2–6 и 3–5. Иначе говоря, последовательно сравнивать мировоззрение официальных и маргинальных кругов тогда и сейчас друг с другом и с позицией Иисуса. В четвертой колонке я попытался отразить наиболее важные положения Его взглядов, отраженные в Евангелиях. При вдумчивом изучении этих данных сделанные из них выводы могут быть самыми различными. Свои выводы я привожу в тексте после таблицы.


1
2
3
4
5
6
Тема
Официальная и общепринятая точка зрения в Израиле I века
Позиция отдельных групп
Утверждение Иисуса
Позиция отдельных православных кругов
Официальная или общепринятая точка зрения в РПЦ МП ХХI века
Богоизбранность
Мы уникальны по праву рождения, принадлежим особому народу, избранному Богом для специальной миссии в мире.
В богоизбранный народ входят не все иудеи, а только те, кто принадлежит истинному остатку и не сообщается с нечистыми.
Кровная принадлежность не дает ничего. «Бог из камней…» Мф 3:9; «Ваш отец диавол…» Ин 8:44 сл. В новый народ Божий войдут только те, кто последует за Иисусом.
Мир проклят и лежит во зле, спасутся только православные/истинно православные/ последователи того/такого. Остальные идут в ад/на вечные муки. Погубить может что/кто угодно.
Мы принадлежим к народу тысячелетней христианской культуры, особо отмеченному Богом, создателю и наследнику Святой Руси, уделу Богородицы.
Писание
У нас есть продиктованная Богом Тора, богодухновенные пророки, надо читать и исполнять там написанное.
Помимо Танаха есть божественные откровения вождей нашей группы, они могут быть важнее. Вар. – не все писания приемлемы, мы отбираем нужные.
«…все пророки и закон прорекли до Иоанна» Мф 11:13; «…закон дан через Моисея, благодать же и истина – чрез Иисуса Христа» Ин 1:17; «А Я говорю вам…» Мф 5. Следование за Иисусом важнее всех предписаний Торы.
Правильное толкование Слова Божьего – только у таких-то отцов/старцев / авторитетов. Надо делать так, как они говорят. Свои мысли, желания и дела гибельны. Главное — послушание, смирение и самоуничижение. Иначе не спастись.
Есть святое и неизменное слово Божие, данное свыше, постановления Вселенских Соборов и творения святых отцов, в которых зафиксирована полнота истины. Надо строить жизнь так, как написано у них.
Богослужение
Наш Храм – обитель Бога, службы в нем ведутся по Его воле и установлениям, они освящены многими поколениями предков. Хотя он и был разрушен язычниками, мы восстановили его и продолжаем верную традицию.
Храм построен не истинным царем-священником, жертвы и службы там неприемлемы. Грядущий мессия переделает его или построит новый, правильный. А пока богослужения надо совершать по-нашему.  Вар. – жертвы надо приносить у нас, так, как мы это делаем.
«…не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» Ин 4:21; «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» Мф 23:38; «…не останется здесь камня на камне» Мф 24:2. Иисус – новый храм и жертва, поклонение Богу – среди общины собранных во имя его.
Можно ходить только в определенные храмы, служить только таким образом, остальное — неистинное богослужение. Есть единственный верный образец, который изменять ни в коем случае нельзя. Остальные недействительны. Вар. — служат дьяволу/антихристу.
Наши храмы – святыни, обитель Бога, службы в нем ведутся по Его воле и установлениям, они освящены многими поколениями предков. Это главный оплот истинной веры, центр и смысл христианской жизни, самые важные таинства возможны только в них.
Родина (Земля)
Наша Родина – святая богоизбранная земля, данная Богом нашим предкам и принадлежащая нам по праву. Она – наш вечный удел.
Сейчас мы завоеваны и покорены язычниками, но придет время – и мы вернем страну иудейскому народу. Вар. – избранным/ верным/ всем, кроме определенных групп.
Иисус предлагал оставить все (и землю) ради него [Мк 10:29/Мф 19:29]  и обрести большее. Тем, кто продал все остальное, была уготована драгоценная жемчужина Мф 13:45; но среди того, что нужно продать, и сама Святая земля. Отныне Бог будет царем всей земли. Лк 21:20-21 (не воевать за нее, а бежать от войск в горы).
Русь святая, но в прошлом, сейчас правят антихрист и масоны/слуги дьявола. Но Бог их прогонит (Вар. – с нашей помощью) и снова наступит Святая Русь. Вар. – настанет конец света.
Наша Родина – святая богоизбранная земля, данная Богом нашим предкам и Им хранимая. Защищать ее, расширять границы и укреплять патриотизм – главная задача воспитания. Церковь – помощница государству во всем, их союз свят, войны и воины благословляются, госдеятели канонизируются, любая власть от Бога.
Народ
Народ должен соблюдать закон (Тору), приносить жертвы так, как его учат власть имеющие. Он обязан платить все положенные налоги и подати.
В новое царство войдут только верные, те, кто (не служил оккупантам/ соблюдал Тору/ не сообщался с язычниками и т.п.). Остальные будут прокляты /изгнаны/уничтожены
Царство Бога открыто для всех кающихся и следующих за ним. Таковые составляют новый народ Божий. Все остальное неважно. «Мытари и блудницы вместо вас идут в Царство» Мф 21:31.
Народ – богоносец, только в самой глубине у низших (чернецов, простецов, юродивых) осталась правда Божия. Спасутся только те, кто не принял печати антихриста, остальные будут прокляты и пойдут в адъ.
Народ – низший слой в иерархии духовной власти, он должен быть в полном и безоговорочном послушании и подчинении у священников, те – у епископов и т. д. Главная задача нижестоящих – жертвовать и выполнять любые приказы.
Весь мир
Все народы – служители идолов, притесняющие истинный народ Божий. Нужно терпеть эту временную несправедливость.
Все язычники должны быть изгнаны со святой земли, все поработители, враждебные племена – уничтожены.
«Многие придут с востока и запада и возлягут в Царстве, а сыны царства извержены будут во тьму» Мф 8:11-12. Новая семья открыта для всех народов. Ее символ – пир со всеми Мф 9:10-13, Лк 7:34.
Принципиальных различий с официальной позицией нет, разве что к врагам-гонителям и разрушителям веры могут причисляться определенные власти/ круги/личности.
Весь остальной мир проклят и лежит во зле, подлинное христианство осталось только у православных, да и то не у всех. Вокруг враги, мечтающие нас уничтожить как последний оплот истинной веры.
Будущее
Придет время – Бог явит свою силу, покажет всем, кто Его избранники, сокрушит все государства и даст всю власть своему народу.
Придет время – Бог явит свою силу, покорит все племена Сиону, подчинит их истинному Царю-священнику. Вар. — уничтожит всех язычников.
Придет время – Бог явит оправдание своего Сына, восстановит своё царство на всей земле. Ученики Иисуса научат все народы Мф 28:19. Евангелие будет проповедано всей твари Мк 16:15.
Придет время – Бог явит свою силу, уничтожит весь мир и спасет только нас, избранных по определенным критериям.
Придет время – Бог явит свою силу, уничтожит весь мир и спасет только нас (критерии расплывчатые).

В проделанной работе я постарался описать не формальную позицию, отраженную в официальных документах вроде «Социальной концепции РПЦ», а именно общецерковный мейнстрим, неформально насаждаемый и поддерживаемый в т. ч. многими высказываниями и патриарха, и всех тех, кто занимает официальную должность или является заметными и популярными медийными фигурами. Ни разу любым самым одиозным заявлениям с высоты их постов и положений не было никакого опровержения или хотя бы недовольства. И продвижение, и негласное утверждение этой позиции ее бенефициарами в лице подавляющего большинства епископата и иже с ними связано вовсе не с недостатком ума, а, наоборот, с умным и четким пониманием своей выгоды. Никто из вышеупомянутых совсем не глуп и, думаю, прекрасно ведает, что творит. Так что мои описания, при всей их гиперболизированности, вполне отражают основной внутренний посыл и руководство к действию. Подтверждений тому в новостной ленте несть числа, и многое из этого еще недавно казалось бы издевательской пародией в стиле постмодерна, типа христианского храма из трофейной фашистской техники и прочих оружейных частей с красными звездами и портретами Ленина. Впрочем, всему этому можно отлично подобрать благочестивое объяснение, но только оно будет в духе все тех же озвученных выше парадигм. Ну да Бог им судья, дело даже не в этом.

Моей задачей было не обличение всех этих вещей и не очередное сетование о том, куда же катится церковь и мир. В основе моей работы легла некоторая богословско-историческая интуиция о том, что мы сейчас находимся в ситуации Второго храма времен Спасителя. 70 лет назад наш первородный храм был полностью разрушен, христианский народ уничтожен и угнан в атеистическо-языческий плен. Через 70 лет Господь чудесным вмешательством, практически без всяких усилий с нашей стороны (не считая сохранения очагов истинной веры в отдельных святых и пророках ценой крови, мучений и самоотверженной жизни, как и в иудейском плену) вывел нас из Вавилона и дал нам свободу.

И мы стали строить новый храм(ы). И, как и 2000 лет назад, чем больше и красивее он становился, тем больше мы забывали «суд, милость и веру». Аналогий так много и таких близких, вплоть до самых важных, что даже не хочется все перечислять. И нельзя просто кивнуть на то, что люди не меняются и история повторяется многократно — не так уж много было настолько близких параллелей, я без натяжек не могу придумать ни одной. И не могу решить, что это просто игра случая и «повторение как фарс» — тут лился не клюквенный сок. Только вот если последовательно продолжать эту аналогию дальше в исторической перспективе, выводы, которые можно из нее сделать, представляются мне крайне печальными. Ощущение зыбкости существующей ситуации не уходит, а только нарастает, при всем реальном внешнем благополучии. И труднее всего принять даже не то, что грядет очередная катастрофа, будет заново уничтожено все то, что перестало быть ценностью в глазах Божиих, и второго шанса нам уже не предоставят. Самое тягостное — это указание Иисуса «бросить всё и бежать в горы» (Мф 24:15-18, пар. Лк 21:20-22). Не сопротивляйтесь захватчикам, не стремитесь защищать храмы, не старайтесь сохранить святыни, — бегите, чтобы спасти самое главное — людей и Благую весть в их сердцах. Как мы знаем, христиане так и поступили во время Иудейской войны: сбежали, сохранив свои общины и малые церкви, и заработав вечное проклятие, ненависть и презрение от своих соплеменников и бывших единоверцев. Дальнейшие судьбы тех и других нам известны. Неизвестно только, хватит ли у нас, нынешних христиан, веры и духовных сил поступить так же?

Использованная литература:

И. Иеремиас. Богословие Нового завета. М., Восточная литература, 1999. Э. П. Сандерс. Иисус и иудаизм. М., Мысль, 2012. Н. Т. Райт. Истоки христианства и вопрос о Боге (трилогия). М, ББИ, 2005–2013. Р. Бокэм. Иисус глазами очевидцев. М., Эксмо, 2011. К. Эванс. Иисус и его мир. М., Эксмо, 2015. Дж. Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. М., ББИ, 2015. И многие другие…
МНЕНИЯ | Ошибка? Четверг,9:00 0 Просмотров:19
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.