» » Церковь, люди и манипуляции

Церковь, люди и манипуляции

13

344

Часто люди, уходящие из Церкви, через некоторое время оглядываются назад и ищут причины — что же именно заставило их уйти не только из конкретного храма, но и вообще перестать жить церковной жизнью, стать равнодушным (или нередко — исполниться негодования) к самому понятию «Церковь».

Некоторые делают сразу огромный шаг и предъявляют претензии Самому Богу, Который «манипулирует» людьми через Священное Писание — не только указывая им, что делать и чего не делать, ограничивая свободу человека запретами и заповедями, начиная с истории с деревом познания добра и зла, но и постоянно противореча Сам Себе. Особенно это ярко проявляется в трудности совместить в нашем понимании ветхозаветного сурового, мстительного Бога-карателя и Христа Нового Завета.

Или даже к Самому Христу порой предъявляют претензии, что Он звал людей в Свое Царство посредством манипуляций. Мол, оставь все, раздай имение, следуй за Мной, враги тебе домашние твои, если не отвергнешься себя, если не возненавидишь… В общем, куча условий, чтобы свободного человека затянуть в рай, пугая его скрежетом зубов и тьмой кромешной вне брачного Пира.

Тут, конечно, большая и сложная тема для богословского размышления (которую уже многократно «изжевали» до нас сотни философов и богословов), не будем здесь на ней задерживаться. Отмечу лишь, что, предъявляя претензии Богу по поводу того, что Он якобы манипулирует нами, мы «опускаем» Творца до нашего уровня и «заставляем» Его следовать нашей логике. Может ли считаться манипулятором тот, кто создал и правила игры, и самих игроков? Он ведь не обещал самого себя включить в эти «игры», запереть себя в человеческие правила. Он создал нас «под Себя», поэтому такие претензии к Богу как к Великому Манипулятору выглядят не вполне уместными.

Другое дело, что к Богу у людей много и других — вполне законных претензий, недаром ведь проблема теодицеи — одна из самых сложных для богословов всех времен. (Лично я все больше и больше склоняюсь к версии, что Богу просто нет до нас особого дела и уж тем более Он не занимается мелочами, вмешиваясь поминутно в судьбы миллиардов человеческих песчинок.)

Но если спуститься на уровень пониже, в области «религии», оставив Бога «в покое», то тут да — сразу возникает широчайшее поле для претензий по поводу манипуляций. (Тут надо еще пояснить, что мы одни и те же вещи, одни и те же идеи, понятия в разное время жизни воспринимаем и толкуем по-разному. Если вчера для нас слово старца Апофигения были наравне со словом Божьим, то сегодня мы уже плюемся от того, как мы вообще могли только вляпаться, слушая этого старого идиота.)

В качестве примеров манипулятивных советов можно привести немало цитат и из Нового Завета. Например, испортивший жизнь многим и многим апостол Павел с его бесконечными «советами», типа: хорошо вам, мол, жениться и выходить замуж, но… лучше бы вам быть, как я.

И вот люди, придя в Церковь и войдя в неофитскую пору «бури и натиска», вынуждены уже две тысячи лет мучиться в раздрае: вроде и хорошо я живу в браке, но лишь так, на четверочку с минусом, а вот есть отличники, вроде Павла и «света мирянам» — монахов. И вдруг в рай не берут хорошистов с минусами, а только самых-самых отличников? И не уйти ли мне в монахи, пока не поздно? Или, может, начнем жить как брат и сестра, в домашнем монастыре, благословившись у старца Себенаумия?

Или послушать наших отцов-проповедников, которые каждый день с амвона несут не только свет Истины, но и — порой намного чаще — ахинею от ветра главы своея. Вот только люди, прихожане, часто эту ахинею воспринимают как побуждение к действию.

Один из самых распространенных манипулятивных приемов наших проповедников — что священников, что архиереев, — состоит в следующем: берется спорная, неоднозначная посылка и из нее делаются нужные тебе в данный момент выводы.

Это отлично работает, когда надо «волю Божью» повернуть в нужную проповеднику сторону. Несчастья, болезни, мор, голод, война, умер ребенок, все плохо в жизни? — Божья воля, по грехам вашим, Божье попущение. Кайтесь, плачьте, молитесь, просите — глядишь, и Бог сменит гнев на милость. Все стало хорошо, все выздоровели, война закончилась, новые дети народились? — Монахи, тайные старцы отмолили, десять праведников перевесили ваши грехи — идите дальше кайтесь, плачьте, молитесь, а то как бы Бог опять не рассердился, не могут же те десять старцев Бога за бороду держать постоянно? (Вот интересно, когда была Столетняя война — тогда что, все праведники вымерли, никто не смог отмолить? Или эпидемии чумы, которые опустошали континенты — чем в то время праведники занимались?)

Или вот частый прием, используемый нашими доморощенными риторами, касательно святынь, которые чудом сохранились в годину гонений: «Господь по милости Своей сохранил мощи святого такого-то, а значит…» А когда не сохранил чьи-то мощи, или когда чудотворную икону украли, сожгли — то тогда что? Почему Господь жонглирует мощами и святынями, то сохраняя, то уничтожая, и все время почему-то — по Своей воле и для особенной пользы и назидания?

И это лишь крохотный пример манипуляций в проповедях — каждый сам может привести множество примеров.

Если же обратиться к нашей рутинной, внутрипатриархийной, епархиальной, приходской жизни, то примеров манипулятивного поведения наберется такое количество, что люди часто восклицают: и где же тут христианство?! Где в этой религиозной структуре вообще Бог, заповеди и просто человеческая совесть?

Внутренняя жизнь РПЦ не просто далека от христианства — она и построена на системе манипуляций — манипуляций с совестью. Любой клирик может вспомнить стандартное епархиальное собрание: сначала зачитают с важным видом отрывок из Евангелия, Апостола, пожуют сурово бороды, а потом начинается уже «настоящая» жизнь Церкви: обсуждения вопросов власти и денег. Взносы, доносы, недостачи, недозакупы, наказания строптивых, возвышения льстивых…

И все сидят на епсобрании, уткнувши в небо камилавки, и делают вид, будто тут они все «о Боге и о Церкви». И ждут, когда же закончится собрание, чтобы вернуться обратно домой, на свой приход, чтобы говорить о Боге и зарабатывать на этом деньги…

Вернемся к тому, с чего начали — почему люди, уходя из Церкви, начинают говорить о том, что с ними манипулятивно поступали. У кого-то претензии к Богу, у кого-то — к авторам Писания, у других — к старцам, архиереям, священникам. Кто-то совсем отрекается от любой религии, от любого религиозного мировоззрения как от манипулятивного. У кого-то — претензии к самому себе, зачем, мол, я во все это вляпался. Каждый в чем-то прав, и почти каждый в чем-то «перегибает палку».

Мы на «Ахилле» публикуем целую палитру этих мнений, видим, как авторы, читатели, комментаторы спорят друг с другом и доказывают, почему они ушли из Церкви, или почему остались, кто виноват и что делать.

Лично я больше не готов утверждать, кто прав, кто виноват, кто умнее и вышел на свет, а кто заблудился во мраке — «веруны» ли, атеисты ли, «настоящие» или «бывшие», члены РПЦ или нашедшие себя в другой конфессии. Я лишь понял для себя, оглядываясь на 16 лет церковной жизни, что худшая манипуляция над самим собой и окружающими — быть непоколебимо уверенным в своей правоте, в правоте своего мировоззрения, в «спасительности» его, и параллельно — в идиотизме твоих оппонентов, невзирая на то, что еще вчера ты был одним из них (или наоборот — завтра станешь одним из тех, кого вчера ты яростно клеймил и над кем смеялся).

Поэтому мы и не можем «определиться» — какое именно «направление» у нашего проекта, «за кого» мы или «за что». Мы придерживаемся позиции, что лучше — вместо того чтобы доказывать с пеной у рта, чья песочница самая святая и у кого самые истинные куличики, — попытаться услышать друг друга и хоть немного понять на самом базисном, человеческом уровне — рассказывая личные истории, делясь опытом, — самым разным, самым субъективным, — не для того, чтобы что-то «доказать», а чтобы хоть немного «показать».

Как говорил один герой замечательного фильма «Ink» — «мы все — часть песни». Мы просто не слышим всю песню, не видим всю картину целиком, не знаем, какова она — эта картина, да и есть ли она вообще на свете, но мы поем свою ноту, вносим свои мазки на общий холст бытия, стараясь найти сочувствие, понимание, и осознание того, что люди намного важнее, чем идеи, а рассказы об ошибках полезнее, чем манипуляции «истинами» в догматических мундирах.

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Церковь, люди и манипуляции

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:


МНЕНИЯ | Ошибка? Пятница,10:35 0 Просмотров:93
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.