» » Митрополит Климент (Капалин): Не все так плохо, как изображают некоторые критики церковной жизни

Митрополит Климент (Капалин): Не все так плохо, как изображают некоторые критики церковной жизни

0

7 августа исполнилось 70 лет со дня рождения митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Издание «Вечерняя Москва» публикует интервью с митрополитом Климентом к его юбилею.

В этом интервью митрополит, когда-то бывший управляющим делами МП при патриархе Алексии II, а также основным конкурентом митрополиту Кириллу (Гундяеву) в борьбе за патриаршество десять лет назад, рассказывает, как в РПЦ стало все хорошо, несмотря на «некоторых критиков»:

«Не все так плохо, как изображают некоторые критики церковной жизни. В советское время в Калуге было два храма, а сейчас тридцать семь. По воскресным дням и праздникам они наполняются верующими. Паломники приезжают в монастыри, чтобы приложиться к мощам угодников Божиих, получить духовную поддержку и житейский совет. Издается православная литература, работают православные телеканалы и радиостанции. Сделано очень много, чтобы люди могли узнать больше о вере и жить по-христиански. А выбор каждый человек делает самостоятельно. Бог дал нам в этом свободу».

Вспомнил митрополит и про «травлю» духовенства, которая ведется сейчас:

«На Церковь сегодня нет открытых гонений, но против духовенства ведется информационная война, травля. Поэтому от поколения молодых архиереев требуется собранность, требовательность к себе, образованность. Епископ не должен отгораживать себя от духовенства и мирян, а жить одной жизнью со своей паствой. Простому народу сейчас непросто живется, и епископ должен это понимать. Во всем он должен поступать с другими так, как хочет, чтобы с ним поступали. Это золотой принцип отношения к ближним, указанный нам Самим Христом».

Напомним, что в Калужской епархии находится Никольский Черноостровский женский монастырь во главе с игуменьей Николаей, о чем была написана знаменитая книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Митрополит Климент никак не отреагировал на обвинения в адрес игуменьи.

О порядках в мужском монашестве Калужской епархии нашему проекту рассказывал бывший клирик епархии, известный миссионер, а ныне епископ альтернативной юрисдикции, Игнатий (Душеин) (см. истории «Амвросий»«Пахомий»«Авксентий»). Одна цитата из последнего рассказа, о стандартном епархиальном собрании в Калужской епархии:

«Митрополит начинает речь. Сначала прозвучат слова о том, что «все у нас растет и множится». Потом о том, что «мы не соответствуем своему высокому званию и служению» (имеется в виду, конечно, не митрополит, а его слушатели, но по «смирению» он всегда говорит «мы»). Возможно, сегодня прозвучит заранее заготовленный «экспромт» — некий пример из жизни, типа рассказа про священника, разговаривающего по мобильному во время службы, чье нечестие заметило бдительное око архипастыря (на самом деле все в зале знают, КТО реально имеет обыкновение говорить по телефону в алтаре). И в конце, пережив катарсис волнительной речи и как бы смягчившись от потока жесткой критики в адрес подчиненных, митрополит, как, впрочем, и всегда, поздравит всех с праздниками и поблагодарит за служение.

Добрый у нас митрополит. Вегетарианец (в смысле — не каннибал). Может, конечно, вспылить, но отходчив. Денег трясет — но не до смерти (кто поумнее, занижает доходец в разы). Не «голубой», опять-таки, что наполняет гордостью сердца духовенства. Можно сказать, по нынешним временам — почти праведник.

Обязательной кульминацией речи митрополита является упоминание о недостаточной работе попов с молодежью. «Я приезжаю к вам на приходы десятилетиями, — взволнованно вещает святитель земли региональной, — я видел раньше, что у вас какие-то дети были в алтаре, читали, подавали кадило. И где они теперь? Я приезжаю и вижу, что их нет в храме. Вы упустили их! Это ваша пастырская недоработка! Вы дадите ответ за их души!» — долгий и пронзительный взгляд обходит ряды духовенства, стыдливо понурившегося от сознания собственной неключимости. Обычно после этой церемониальной порки следует переход к призывам повысить, укрепить, заострить, усугубить, усилить и поднять…

Который год я сижу и слушаю ЭТО. И думаю об Амвросии, Пахомии и Авксентии. И о еще многих, кто принял монашеский постриг и священный сан от рук красноречивого витии. Кто заплатил жизнью, психическим здоровьем или сломанной судьбой за свои иллюзии, за веру в «духовных» руководителей, за наивное предположение, что тем на них не наплевать. Они были еще мальчишками и не знали ни себя, ни тех последствий, которые их неминуемо ждут. Но тот, кто бросал их как котят в водоворот — он ли не знал?

«Мальчики-пономари не ходят больше в храмы». Ужас! Страшное дело! Не ходят! Мальчики!

А ничего, что постриженные тобою монахи тоже не ходят? Кто не ходит в храмы, кто вообще уже никуда не ходит, а кто-то давно не ходит праведными путями. И это все скрыто и заметено под алтарный коврик. Сами, мол, виноваты во всем: не приложили духовных усилий. Опять же все по их гордости, лености и нерадению! А виноваты они только в том, что сдуру поверили тебе».

В январе этого года митрополит заявил, что монахи намного важнее для мира, чем инженеры и хлеборобы.

В одной из проповедей митрополит Климент сказал, что изучение иностранных языков может быть опаснее, чем пьянство:

«Почему кому-то приходится бороться со страстью алкоголизма, и для него будет личным достижением выпить не шесть рюмок, а пять. А другой человек, из семьи полиглотов, в это время учит шестой иностранный язык. Какие разные судьбы! И судьба второго, на внешний взгляд, привлекательнее.

Но если смотреть с точки зрения спасения, Господь не будет с нас спрашивать: сколько мы знаем иностранных языков и в каком объеме. Или умеем ли мы решать интегралы, извлекать в уме корни из больших чисел и так далее. Эти навыки нужны исключительно для земной жизни. Да, лучше учить иностранный язык, чем пьянствовать, наркоманить или блудить. Но и тут есть своя духовная опасность, например, впасть в гордость, решить, подобно приточному фарисею, что „я не таков, как прочие человецы“. Все выпивают и транжирят время, а я развиваюсь. Неизвестно, что опаснее для духовной жизни».

Несколько лет назад, 26 марта 2016 года, телеканал «Союз» показывал трансляцию всенощного бдения из Храма на крови Екатеринбурга, где митрополит Климент, глава Издатсовета, богослов и доктор исторических наук, сказал, что «Библия — это самая первая, самая древняя книга. Скрижали — это самые первые письмена, которые Бог дал человечеству».

Лауреат Патриаршей литературной премии Константин Ковалев-Случевский о юбилее главы Издатсовета:

«Владыка — наш добрый писательский пастырь. Будучи сам прекрасным автором многих замечательных книг, он бескорыстно служит делу сохранения и возрождения русских литературных традиций, помощи людям творческого труда. Без него не было бы сложившегося ныне писательского православного сообщества, да и Патриаршей литературной премии — тоже, в том образе, в котором она существует сегодня. Он мудро умеет видеть насквозь современный литературный процесс, имея при этом Вечность за плечами. Я считаю себя счастливым человеком, которому довелось быть рядом с таким подвижником, облеченным в архипастырские одежды. Многая и Благая Лета, Владыка! Новых достижений и побед на творческом поприще и на стезе создания литературного мира, доступного как для массового, так и для вдумчивого, разборчивого читателя, коими полна наша Россия!»

МНЕНИЯ | Ошибка? Среда,14:46 0 Просмотров:26
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d