» » Феодор Зисис. Если опять решат закрыть храмы: Удар по догматам Церкви и попрание святости храмов под прикрытием коронавируса

Феодор Зисис. Если опять решат закрыть храмы: Удар по догматам Церкви и попрание святости храмов под прикрытием коронавируса

9


Феодор Зисис. Если опять решат закрыть храмы: Удар по догматам Церкви и попрание святости храмов под прикрытием коронавируса

Протопресвитер Феодор Зисис

Почётный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля


Введение


То, что происходит с богослужением в течение двух последних месяцев под предлогом «опасности заражения коронавирусом», является неслыханным, невиданным и небывалым в истории Церкви. Вводимые новшества не просто находятся на грани с кощунством и нечестием. Это и есть самое настоящее нечестие и кощунство! Совершается нечто чуждое и враждебное догматическому учению и литургическому Преданию Церкви, пастырскому служению епископов и всех остальных клириков, а также духовной жизни православных верующих, которые непременно должны сохранять бодрствование и трезвение. Движимые чувством долга, мы уже выразили свой протест против этих ужасающих деяний в трех статьях, которые имели большой резонанс среди верующих и получили признание в других православных странах.

Первая статья называлась «О спасении города Лемноса от эпидемии по молитвам святого Григория». Она также была опубликована в ежемесячной полемической газете «Столп Православия»[1] (№ 220, апрель 2020 г.) под новым заголовком, которым стала фраза, взятая из текста: «Глава Церкви — Христос, а не премьер-министр» (с. 7-9). Наша вторая статья называлась «Закрытие храмов Священным Синодом — дело рук диавола»[2]. В этой работе мы объявили о предстоящей публикации двух других статей. Одна из них была обнародована в Интернете под заголовком «Почему следует открыть храмы на Пасху»[3]; в этой работе мы рассказали, какие критерии и какие аргументы должны были привести «кесарю» (в данном случае премьер-министру) епископы-члены Священного Синода и остальные, чтобы не пойти на уступки и не согласиться на закрытие храмов, а особенно — в преддверии праздника Па[4]


Конечно, мы не ожидали, что врачи, а также другие ученые и политики, которые высказались с неприязнью об этом величайшем и святейшем Таинстве (за немногими исключениями), будут защищать догматы Церкви от тиранического и диктаторского решения правительства, действующего в угоду творцам «нового мирового порядка»: запретить преподание божественного Причастия мирянам, потому что якобы существует опасность заражения коронавирусом через святую лжицу (которую эти кощунники называют обычной ложкой) или через слюну. Однако мы ожидали, что наши епископы не согласятся с беспрецедентным и богохульным решением закрыть святые храмы и совершать Божественную литургию лишь в нескольких храмах, что было самой настоящей насмешкой, как мы покажем ниже, поскольку при этом членам Тела Христова не преподавалось Божественное Причастие.

Затем Божественную литургию разрешили совершать во всех храмах, но «за закрытыми дверями». По причинам, известным только Одному Богу (которые отнюдь не были богоугодными), «омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели»[14]. Они разменяли драгоценную жемчужину — принадлежность всех нас Телу Христову посредством Святого Причастия — на земные и мирские устремления, согласились поклониться новому идолу и обожествили здоровье, послушались нового Навуходоносора [5]

В другой архиерейской молитве:


«Благодарим Тя, Господи Боже сил, яко юже излиял еси благодать на святыя Твои апостолы, и на преподобныя наши отцы, сподобил еси многаго ради Твоего человеколюбия, и даже до нас грешных и непотребных раб Твоих оную прострети: и молимся Тебе, яко многомилоcтиве, исполни слaвы, и святыни, и благодaти жeртвенник сeй якоже претворятися, яже на нeм приносимым Тебе безкровным жeртвам, в Пречиcтое Тело, и Чеcтнyю Кровь единороднаго Твоего Сына и Господа и Бога и Спаса нaшего Иисуса Христа, ко спасению всех людей твоих, и нaшего недостоинства».


Таким образом, та же самая благодать, которая была дана Апостолам и Святым Отцам — благодать Святого Духа — наполняет святые храмы в чине освящения (обновления) и остается там навсегда, так же, как остается у крещеных благодать Святого Крещения и благодать священства у иереев. Это та же благодать, которая прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, которая действует через чудотворные и мироточивые святые иконы и через мощи святых. А к благодати, снизшедшей на храм во время чина освящения, прилагается и благодать от постоянного совершения Таинства Божественной Евхаристии и других таинств, от чтения столь богатого благодатью Священного Писания и пения священных гимнов, и еще более приумножается благодатию тех, кто причащается и приходит на богослужение в храм.

Все в храме освящено и исполнено благодатью: даже стены и черепица на крыше, и стасидии, и скамейки, и даже сам воздух внутри храма: коронавирусу не за что там зацепиться и ему там не жить. Вот почему я так сильно огорчился, когда увидел по телевизору, что епископы и священники вызвали службу дезинфекции и наполнили освященную и недостижимую для болезней территорию храма, врачебницы страстей и недугов душевных и телесных, облаками и парами нашего неверия.

Один благочестивый брат сообщил мне, что дезинфекция прошла даже во Святая Святых. К счастью, в последний момент они отменили распоряжение об обязательном использовании масок в святых храмах, согласно которому нарушителей должны были даже наказывать денежными штрафами. Тем не менее, они продолжают просить и настоятельно рекомендовать приходить на службу в масках. Мы ожидаем, что Священный Синод составит не просто сильную, а сильнейшую рекомендацию — запретить осквернение храмов и их превращение в карнавал ношением масок — и останется на высоте во всем остальном, как это подобает совершающим священническое служение.


Я добавлю лишь несколько слов об освящающей благодати святых икон и о целовании руки священника, а в заключение кратко изложу то, что говорит о святости храма и предметов, находящихся в нём, святой Симеон Солунский (1416/17-1429), великий тайновидец и литургист.


Рекомендацию не прикладываться к святым иконам можно рассматривать как новый вид иконоборчества, поскольку таким образом игнорируется богословие и вера Церкви, выраженная VII Вселенским Собором и великими Святыми Отцами. Прикладываясь к иконам, мы прикасаемся к изображенным на них лицам — к Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым, благодать и святость которых передаются от первообраза, т. е. от них самих, к святым иконам с их изображением. Мы почитаем не дерево, на котором написана икона, но того, кто на ней изображен, как писал ранее св. Василий Великий, а затем — св. Иоанн Дамаскин и VII Вселенский Собор, «ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».

Разве может когда-либо случиться такое, чтобы Христос, Матерь Божия или святой, изображенный на иконе, допустили заразиться болезнью тому, кто их почитает, в момент, когда он прикладывается к их святым иконам? А особенно когда мы имеем тысячи чудотворных икон, являющих изобилие благодати миротечением и исцелением множества больных, которые прибегают за помощью к Богу и святым? Благодать изображенных на иконах святых — точно так же, как она проникает в святые мощи, делая их нетленными и чудотворными — проникает в те материалы, из которых созданы иконы, включая и дерево, после чего они, будучи освящены и преисполнены благодатью, тоже передают благодать и освящение. В одном из наших прежних исследований, посвященном святым иконам, мы написали следующее:


«Иконы святых не являются простыми изображениями «на память», как фотографии родственников и друзей, но они также причастны славе Божией и участвуют в освящении человека благодаря их таинственной связи с первообразом. Благодать Святого Духа, которая почивает во святых, освящает их тела, как это видно на примере святых мощей, и передается их святым иконам, которые в результате становятся чудотворными[18]. Собор отверг мнение иконоборцев, которые утверждали, что иконы, не освященные особой молитвой, не являются святыми или священными, «но остаются вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец».

Отцы Седьмого Собора отвечают на это, что над многими из таких предметов, которые употребляются в богослужении, не читается священной молитвы, потому что они сами по себе полны святости и благодати. То же самое касается и икон. Поэтому мы «признаем такие предметы достойными почитания и лобызаем их. Так, сам Животворящий Крест, хотя и не освящается особой молитвой, однако считается нами достойным почитания и служит нам средством освящения. Итак, иконоборцы должны или признать и самый Крест предметом обыкновенным и недостойным почитания, поскольку он не освящен особой молитвой, или считать икону также освященной и достойной почитания»[19].

То, что посвящено Богу и святым, причастно благодати и становится святым. Иконы равносильны Евангелию, Кресту и священным сосудам. Вот почему Собор настоятельно повторяет: «Зная это, мы Богу Единому поклонение в духе и истине воздавая, все Ему в дар принесенное и посвященное, будь то божественное изображение Честного Креста, или Святое Евангелие, или честные иконы, или священные сосуды, и лобызаем, и обнимаем, имея надежду через них получить освящение»[20].


Относительно практики лобызания десницы иерея (целования руки священника), что является древнейшим благочестивым и освященным обычаем, следует отметить следующее. Целование руки относится не к иерею, как к физическому лицу или как к человеческому индивидууму, подобному всем нам, обычным людям. Оно адресовано священнику как носителю великого служения — священства, мы почитаем не Георгия, Ивана, Григория, но отца Георгия, отца Иоанна, отца Григория. Очень плохо поступают и унижают священный сан те иереи, которые из-за ложной мирской вежливости или ложного чувства смирения и своего недостоинства отдергивают свою руку и не позволяют верующим приложиться к ней.

Рука священника [6]


Мы цитируем в завершение эти важные слова святого Симеона Солунского, так как в них кратко изложено православное учение по теме нашей статьи, не оставляющее никаких сомнений относительно того, https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/158

[26]. Περί τοῦ Ἱεροῦ Ναοῦ καί τῆς τούτου καθιερώσεως, https://myrophoros.blogspot.com/2020/06/blog-post_4.html


[1]
«Στύλος Ὀρθοδοξίας», αρ. φύλλου 220, Ἀπρίλιος 2020.


[2]
Έργο του Διαβόλου το κλείσιμο των Εκκλησιών από την Ιερά Σύνοδο.


[3]
Γιατί πρέπει νά ανοίξουν οι Ναοί το Πάσχα.


[4]
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_13


[5]
https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1863#part_22658


[6]
https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/4

https://apologet.spb.ru/ru/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/67-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/4095-protopresviter-feodor-zisis-pochjotnyj-professor-bogoslovskogo-fakulteta-fessalonikijskogo-universiteta-im-aristotelya-udar-po-dogmatam-tserkvi-i-popranie-svyatosti-khramov-pod-prikrytiem-koronavirusa.html

новости | Ошибка? Суббота,4:55 0 Просмотров:96
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.