» » Клерикализм и богословие ложки

Клерикализм и богословие ложки

96

640

В прошлой своей статье, «Церковь Христа или Церковь Кроноса», я писал о тотальном отсутствии духовной практики в РПЦ МП, о том, что человек, ходя десятилетиями в Церковь, может при этом никак не меняться в лучшую сторону, но считать, что это ему на пользу. Пребывание в этой тоталитарной структуре в итоге скорее разрушительно будет влиять на ум, честь и совесть человека.

Как я ранее писал, «почти все, что может предложить современная МП, — это клишированный набор религиозных услуг, за которым, как за забором, скрывается пустота духовная и интеллектуальная. Пост, стояния на службах, обряды (можно их красиво называть „таинства“) — на деле лишь ряд неких внешних действий, которые ни при каком раскладе сами по себе не снимут внутренние конфликты и не дадут преображающего личность действия.

Традиционно как аксиому выдвигают мысль, что таинства сами по себе спасительны, и высшее, что можно сделать верующему — приобщиться Тела и Крови. Звучит красиво, но вдумайтесь, что за этим стоит… Даже при всей пользе причастия, нельзя свести духовную жизнь к одному поеданию чего-то из чаши. Это не духовная работа. Это поиск „пилюли“, и все тот же магический вариант обожения; это именно тот путь, который предложил змей праотцам в раю — „вкусите и будете как боги“. Убежден, что одного причастия и ритуала недостаточно для реального преображения личности. Требуется качественная личностная работа. Но в МП не имеют ни навыков, ни понимания, как это делать и чему учить, поэтому все будет сводиться к участию в обрядах и соблюдению постов».

В связи с последней церковной истерией вокруг темы причастия-непричастия, закрытия-незакрытия храмов от прихожан, у меня появился ряд наблюдений, которые хотелось бы изложить, тем более, я вижу, что некоторые вопросы почему-то так и остаются не озвученными.

Поражает, что несмотря на раздающиеся отдельные здравые мысли, эти мысли никогда не доводят до своей логической последовательности и выводов, достаточно очевидных. Например, даже разумно поступивший митрополит Тихон (Шевкунов), расставляя верующих на расстояние и причащая запасными дарами, так и не решился давать верующим в руки причастие, потому что те «будут смущены» и т.п. Не верю, по Станиславскому. Не надо решать за людей, к чему они готовы, к чему нет, просто спросите их. К сожалению, это происходит в Церкви уже с ее «возрождения» в девяностые годы.

Чудовищный клерикализм, наглость и спесь князей и князьков церкви всех мастей, мнящих о себе, что они знают всех и вся лучше только в силу принадлежности к клиру, и все решают за народ-прихожан, просто отвратительны. Это настолько безобразно выглядит, что от одного этого хочется быть от такой церкви как можно дальше.

Мне непонятно, как это можно не видеть; в обычной мирской среде за такое поведение бьют «по рылу» или держатся подальше, считая за чмо (уж извините за сленг). Просто смешно и одновременно отвратительно смотреть как эти надутые, чванливые господа считают себя мерилом всех и вся, не понимая, что они сами себя унижают таким поведением.

Примеров много, все их видят. Патриарх, перекрывающий движение на городских дорогах, чтобы проехать своим кортежем; наиболее чудесные из архиереев с их приближенными: тут и Екатеринбургский Кирилл с его «храмом на драме», и Самарский Сергий, обзывающий студентку, посмевшую задать вопрос о его многомилионном автомобиле, и Нижегородский Георгий (с его прославившимися аватарами — Матвеевым и Мякининым), садящийся прямо на трассу на своем собственном вертолете; все неверующие в коронавирус (как будто это предмет веры); безумцы из Украины, заявляющие, что даже «если все православные мира соберутся, то не заменят одного епископа», и иные, имже нет числа.

И дело даже не в отдельно взятых личностях, хотя этот паноптикум заслуживает отдельного изучения; идеология чудовищного клерикализма породила православие головного мозга, и прочно вошла в догматику церковной диктатуры господствующих «Великих Господ». Неслучайно на одном из идеологических знамен-лозунгов у нас провозглашается «без епископа нет церкви!», хотя должно быть ровно наоборот — без церкви нет и не может быть ни епископа, ни попа.

Проблемы, связанные с «коронавирусом» в Церкви, и масса других — прямое следствие этой идеологии «господ». «Господа» будут использовать весь ресурс Писания и Предания на утверждение самих себя и подчинение простых мирян, хоть верующих, хоть неверующих, без разницы. Поразительно, как эти зачастую безграмотные, но дорвавшиеся до власти люди берут на себя дерзость учить людей гораздо более образованных и умных, да и просто более культурных и порядочных.

Есть исключения, есть хорошие священники и, возможно, даже епископы, хотя верится в последнее с трудом. Но как показывает практика, такой хороший священник — это патология для РПЦ МП, и она успешно исторгает их из себя все чаще и чаще. Любое свободное слово, любой думающий человек уже под подозрением. Положено только воспроизводить ничего не меняющие проповеди-клише, махать кадилом и нести деньги «господину». Послушный Форрест Гамп в армии — идеал священника в нашей церкви. Смешно, что священники, часто будучи «замордованными» со стороны епископа, в отношении прихожан ведут себя тоже очень некрасиво. Надмение, требование подчинения себе и своему «мудрому руководству», хамство, поучения во всех сферах жизни (даже от безусых юношей людям в два или три раза старше).

Конечно, при таком сознании предписание отказаться от знаков и символов господства клира над мирянами воспринимается очень болезненно.

Целование рук, кормление взрослых людей из ложечки, как младенцев — все это психологически и фактически (по действу) низводит мирянина в разряд нижестоящего. Это низведение взрослого человека в статус младенца (есть в этом что-то фрейдовское) подогревает чувство доминирования, власти клира, и так необходимы для дальнейших манипуляций нижестоящим (в прямом смысле) человеком.

Казалось бы, сама современная ситуация, к сожалению, очень непростая, дает историческую возможность пересмотреть ряд устаревших и морально оскорбительных для нормального взрослого человека традиций. В частности, практику причащения с ложки, целование рук, архиерейскую «гардеробную» на час в начале службы, чрезмерно биологическое почитание сакральных изображений, останков и предметов быта (бесконечные лобызания и т.п.).

Но это же подрывает власть клира, и такое сладкое чувство собственного величия. Под все это подводится просто поражающе бредовое «богословие ложки», так напоминающее высмеянное Андреем Кураевым «богословие кадила». Например, священник Андрей Чиженко пишет: «Лжица — это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно… лжица — символ… богообщения» и много еще в этом духе. Комментарии, как мне кажется, излишни.

Говорить про то, что темные прихожане не знают, как поступить с причастием и что ой как страшно поменять форму причащения (при том, что исторически она многократно менялась), на самом деле просто неуважение к прихожанам и средневековое мракобесие.

Не вдаваясь собственно в богословие причастия, хочется отметить, что помимо коронавируса существует и ряд других опасных заразных заболеваний, например, гепатит и сифилис. И дело не только в невозможности/возможности заразиться в храме, а она есть (в Москве более 24 священников больны коронавирусом, в Лаврах массовые заболевания). Многим неприятно эстетически, или по чувству внутренней брезгливости, есть с одной ложки вместе с сотней других людей, как и облизывать чужую руку, плиту или иной предмет антуража (но верующих к этому морально принуждают). Эти действа совершенно устарели и морально оскорбляют нормального взрослого человека, да и просто опасны, и почему бы не учесть чувства людей и подумать об их безопасности. Вполне благополучно можно отказаться от целования рук, и причащать по-иному, никак не оскорбляя при этом Бога, так как и целование рук, и причастие из ложки к Нему не имеют никакого отношения, и Им никак не заповедано.

Хотелось бы, чтобы РПЦ, наконец, хоть немного выросла до здравого отказа от совершенно устаревшего «богословия ложки» и переключилась на заботу о пастве, на реальный поиск и наработку духовного опыта, так нужного приходящим в церковь, на социальную поддержку прихожан и нуждающихся. Это было бы гораздо плодотворнее, чем проповедовать спасение через ритуал Богом от злобной версии Самого же Бога, готового наказать адом за отсутствие причащения с одной ложки, как «символа богообщения».

Можно вспомнить «милости хочу, а не жертвы», и прочие, так безумно звучащие для современного русского православия евангельские глаголы, и стать церковью Христа, а не Кроноса.

Публикации | Ошибка? Четверг,10:35 0 Просмотров:343
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.