» » Действительно ли Господь ждет, когда Его упросят помиловать от вируса?

Действительно ли Господь ждет, когда Его упросят помиловать от вируса?

29

1 726

От анонимного автора.

Уже продолжительное время в мире бушует эпидемия коронавируса, сотни тысяч врачей ежедневно борются за жизни людей, ученые трудятся над вакциной против вируса, политики вынуждены принимать самые разные, порой очень сложные решения для сохранения жизни своих граждан. Принимаются беспрецедентные меры для того, чтобы затормозить рост числа заболевших. В такой ситуации и Православная Церковь не остается в стороне и прилагает различные усилия, чтобы оградить свою паству от возможного вреда.

Священный Синод РПЦ на заседании 11 марта 2020 года принял Заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции: «Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах. Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции. Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих».

А 17 марта Священный Синод также утвердил Инструкцию в связи с угрозой распространения коронавируса.

Затем 21 марта патриарх Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, для произнесения их за Божественной литургией во всех храмах Русской Православной Церкви.

27 марта было выпущено циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия всем епархиальным Преосвященным о принятии мер по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции, в котором он призвал усиленно молиться за Божественной литургией, а мирянам предложил добавить молитву «во время вредоносного поветрия чтомую» в свое домашнее молитвенное правило.

Молитва является важной составляющей жизни Церкви, и в такое трудное время Православная Церковь не может молитвенно не поддержать верующих.

И мне не хотелось бы писать о том, как исполняется инструкция, об этом и так много уже написано. Я хотел бы сосредоточить внимание читателей на самих молитвенных прошениях.

На сугубой ектении Божественной литургии предлагается читать прошения, которые обычно возносятся во время распространения вредоносного поветрия:

«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».

А также есть молитва во время распространения вредоносного поветрия:

«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

У меня, как православного христианина, и к тому же почти выпускника православной духовной академии, эти молитвенные прошения вызывают какое-то странное недоумение. Кажется, что молитва должна успокаивать, давать надежду на то, что Господь не оставит своих верных, Он поддержит их. Но после прочтения текстов молитв этой надежды не возникает.

Молитвы написаны на церковнославянском языке, который только в Церкви за богослужением и используется, и о понятности которого излишне говорить. Уже из-за этого все в целом выглядит искусственным, хоть и эстетически красивым. Как будто молишься на искусственном языке искусственными словами искусственному Богу. Но нет, наш Бог настоящий. Так почему мы к нашему Богу и Отцу не можем нормально обратиться, на простом разговорном языке, нормальными словами, без того чтобы бесконечно апеллировать к рабскому состоянию человека и подчеркивать свое собственное недостоинство.

Второе, что мне кажется странным, — это то, что молитва против коронавируса какая-то обезличенная. Это потому, что страх перед именем только усиливает страх перед тем, кто или что его носит? Почему мы не можем взять и составить новую молитву, именно по случаю коронавируса? К чему это упоминание «губительнаго поветрия на ны движимаго»? Что это вообще такое? Да, понятно, что молитва древняя, и тогда эта терминология была привычной и понятной всем. Но кто понимает ее сейчас? Мы имеем вполне конкретное название вируса, почему бы нам не обратиться к Господу с просьбой избавить нас от «движущегося на нас губительного коронавируса»? Так ведь и понятнее, и человеку воспринимать проще, он понимает, что Церковь молится не об избавлении от какого-то абстрактного поветрия, а от конкретного вируса.

Да, это проще — взять когда-то давно кем-то составленную молитву из требника и читать ее бесконечно. Но это не похоже на разговор чад с любящим Господом. Можно возразить, что даже самую искреннюю молитву на живом языке можно читать лживо, равнодушно, а можно искренне молиться, не понимая половины слов. Но мы, как богословы (говорю в первую очередь за себя), должны честно ответить себе на вопрос: действительно ли Господь, Всесовершенная Любовь, ждет, когда Его упросят помиловать от вируса? Если честно, я в это не верю. Тогда получается, что сама проблема искусственна; ее не нужно решать, потому что в самом явлении нет смысла, «ибо еще прежде вашего прошения Господь знает, что вам нужно», и «если уж вы, будучи злыми, умеете подавать блага детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный». Из этого выходит, что не нужно молиться? Нет, не так. В молитве мы переживаем событие вместе с Богом; делаем абсурдное дело ради Него. Именно в этой абсурдности и является настоящая вера. Абсурдно прощать врагов, молиться за проклинающих, поститься зимой, не воровать у государства.

И последнее. Почему бы не составить молитву более человечной, помолиться Господу за людей, которые уже заражены вирусом; за тех, кто страдает от страха перед заражением; за тех, кто находится на карантине; врачей, которые работают в больнице и заботятся о больных; за ученых, которые работают над исследованием вируса и над поиском вакцины; в конце концов за политиков, которые вынуждены принимать очень сложные решения, особенно связанные с ограничением контактов на улице; и обо всех тех, кто умер от этого вируса.

Публикации | Ошибка? Четверг,7:35 0 Просмотров:18
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.