» » Стоит ли оставаться православным? Стоит ли оставаться русским?

Стоит ли оставаться православным? Стоит ли оставаться русским?

30

368

Третий ответ на письмо Варлама «Стоит ли оставаться православным, получив опыт церковной жизни?»

«Стоит ли оставаться православным?»

А стоит ли оставаться русским? Для кого-то это не вопрос: а кем же еще, если и папа, и мама, и дедушки, и бабушки твои — все русские. Для меня возможностей такого решения было больше. У меня есть и русские предки, и латыши. Дедушка мой и отец крещены были лютеранами, бабушка, с маминой стороны, отшатнулась от православия еще в 1914 году, когда батюшка в церкви, вместо того чтобы ее исповедовать, приставал к ней с расспросами о ее старшей сестре. Маму мою даже и не крестили, до самой кончины она оставалась убежденным атеистом.

Скажете, хватало на Руси обрусевших европейцев, но что-то не слышал я об увеличении их числа после 1917 года.

В 1986-м, после личной трагедии, я понял, что Бог есть, и стал всячески Его разыскивать. О том, как меня шуганули из православной церкви, я уже написал на  в материале «Баба Таня». Меня тогда, пожалуй, шуганули и из России, потому как я понял, что жить в структуре строгих субординаций мне не хочется.

В те времена я много общался со всякими московскими умниками, рассуждающими о судьбах страны, и, помню, снискал даже их уважение своим маленьким докладом на одной из диссидентских кухонь. В докладе том я прослеживал похожести между православием и большевизмом. Я доказывал, что Ленин, строя свою партию, ничего нового не изобрел, а просто исказил систему посвящений православной церкви и получил партию, в которой рядовой коммунист не ведал того, что знает парторг, парторгу неведомы были знания председателя парткома, тот был просто щенком в сравнении с райкомовским начальством, то, райкомовское, отставало в посвящении от инструктора горкома, и… так далее, до высшего партийного руководителя, что зависал надо всеми не то что патриархом, а пожалуй что и самим господом богом, потому как во Всевышнего они все не верили.


А отчего это им в бога не следовало верить? Да оттого, что Бог Истинный предлагал спасение и жизнь вечную, а такой вот человек, верующий, уже не подконтролен: лишениями и казнями его не запугать. Генеральный Секретарь Компартии был волен в животе и в смерти рядового коммуниста. Будешь покладистым — получишь сытую жизнь, будешь ершистым да непокорным — ждет тебя жизнь проблемная, а то и преждевременная смерть, за которой и нет уже ничего.

Помню, разглядывал я изданную еще при Сталине большую красивую книжку о достижениях советской науки. Была там обширная статья о том, как ученые люди работают над проблемой бессмертия. Начало статьи повергло меня в гомерический хохот. Было там написано что-то типа: «Ученый такой-то начал работать над проблемой бессмертия. Начал он с того, что отравил собак…»

Когда-то римским императорам пришлось уступить христианам, презирающим смерть. А что еще было делать Константину Великому, когда он обнаружил, что бо́льшая половина его армии — убежденные христиане? Константин принял мудрое решение, и остался в истории святым, иначе мы, может быть, и вообще бы о нем не помнили. Большевики мудростью не отличились, вернули страну в язычество, потому и хватило их лишь на семьдесят лет. Слова Фомы Кемпийского «суета — лишь о земной жизни заботиться, а жизни небесной не прозирать нисколько» — звучали для их режима крамолой. Ленин в мавзолее — яркий показатель того, чем является для язычника смерть. Полное бессилие, бездействие, окаменелость. Отрицание всякой загробной жизни вообще. Сами встаньте в очередь, посмотрите. Потому и держит нынешняя власть трупака в том же стеклянном ящике, потому что страх смерти — наглядная угроза, действенный политический инструмент. А жизнь загробная, если и допускается церковью, что ж… Идите, спросите православного попа, что вас там ждет?

Словом, в те свои молодые годы, убежден я был, что продавшееся мирской власти православие и есть источник всех российских бед, и что хорошо бы было вовсе его похоронить.

Я уехал из России, прожил долгую жизнь, немало перечитал всяких книжек, послушал всяких проповедей, немало всего передумал, и пришел к выводу, что России без православия это как Италии и всей Южной Америке без католицизма. Ну какая Москва без куполов, какой Ватикан без готических форм Собора святого Петра? Можете вы представить Русского Патриарха и Римского Папу в галстучках и пиджачках?

Кроме чисто религиозных категорий, есть еще категории политики и категории культуры. Скажете, их никогда не совместишь и не примиришь? Но не возражают же умные британцы против своей королевы. И вот что странно — не только они, но и миллионы людей в мире симпатизируют британской королеве, вовсе не являясь ее подданными. Читал я у Билла Дюранта: иностранец спросил лондонца, отчего это, если британцы христиане, полно в городе мусульманских мечетей, буддистских заведений, индуистов и Бог знает какого народа со своими верованиями. Не проще ли разогнать всю эту постороннюю шоблу и не оставить ли в Британии только христиан?

«Да как можно! — воскликнул лондонец. — Христиане тогда враз друг дружке глотки перережут. А так живем мы все в мире и в согласии».

Вот так. И королева в Британии есть, и демократия, и свобода вероисповедания, и если кто меж собой и передерется, то, правда, христиане. А в общем — стоит Британия. Уже 800 лет так вот, несмотря ни на что, стоит.

Встретилась мне несколько лет назад развеселая русская дама. Любительница выпить и поплясать на вечеринках. Кто-то в ее присутствии начал размышлять о православии. Дама приблизилась, послушала, позеленела и чуть не вцепилась тому человеку в глотку. Ее еле оттащили, а она все кричала: «Пустите, я этой падле за православие яйца оторву!»

Позже я с этой дамой познакомился поближе, и узнал, что была она, в восьмидесятых, комсомольским лидером, делегатом последнего съезда Комсомола (может, и врала про то, списка тех делегатов я в Интернете не нашел). Частенько в те советские годы бывала она за границей в составе различных групп (понятно, в каком качестве), и вообще она — капитан КГБ в отставке. Это, последнее, прозвучало уже вовсе фантастикой, однако такая хлестаковщина вполне объясняла ее поведение. Её преданность православию и ушедшему большевистскому режиму вполне подтверждала мысли того моего, кухонного, доклада.

Не думаю, что русскому человеку нужно отказываться от православия. Времена меняются, меняется общество. Сейчас уже очевидно, что не останется скоро в России ни нынешнего светского, ни церковного руководства. Россия вновь стоит на пороге великих перемен. На пороге обновлений. Только вот без куполов — что за Россия? Чем от них отказываться, не лучше ли их как следует почистить, каноны обновить, продажных клириков погнать, а если уж без дотаций государственных православие существовать не может, пустить те дотации на образование священников, расширить программу семинарий. Дать попам хорошую зарплату, сделать их должности конкурсными, не драть с приходов мзду, вернуться к истокам и пересмотреть всю православную концепцию, дать ей «человеческое лицо» Бога любящего, а не карающего.

Скажете, с того же, с возвращения к истокам, и начинался протестантизм. А это уж кому как понравится. И протестантам, и буддистам, и всякому верующему в Бога народу места в многострадальной хватит. Россия — страна большая, Россия — страна свободная.

Публикации | Ошибка? Пятница,12:00 0 Просмотров:37
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.