» » Модернизм византийской литургии

Модернизм византийской литургии

22

553

Ежегодно осенью на разного рода околоцерковных ресурсах поднимается крик по поводу совершения «еретиками, экуменистами, модернистами и обновленцами» литургии апостола Иакова. Размах отрицательства этого древнего чина Иерусалимской Церкви очень широкий и затрагивает как простой, доверчивый и непросвещенный народ, так и духовенство, многих епископов. Отрицательство не обошло стороной даже именитых литургистов РПЦ — авторов статей в Православной Энциклопедии.

Большую часть всей той ахинеи, которую пишут завсегдатаи «Русской народной линии» и «Антимодернизма», смешно даже читать. В литургии апостола Иакова им не нравится все: начиная от названия и заканчивая каждой мелочью, каждой деталью. Это, якобы, «новодел», служить ее неканонично (хотя никакие каноны этого не запрещают); автором никак не мог быть апостол Иаков, там полно византийских вставок; иеромонах, который перевел ее на церковнославянский язык, потом женился и ушел из монашества; в Типиконе 1682 г. ничего о ней не сказано (додуматься же, критиковать древнюю литургию на основании более позднего документа!).

То, что лично мне нравится в этой литургии — это ее древность. Эта древность ощущается, ею хочется жить и дышать. Это та древность, которая была еще свободна от имперских наслоений периода византийской симфонии, когда в богослужение проникли элементы, которые не являются ни молитвой, ни служением Богу, а лишь придворным церемониалом.

Чтобы развеять всяческие иллюзии в том, что византийская литургия — это монолитное творение святых отцов, я решился написать эту заметку по поводу того, когда в ней появились те или иные ее составные части. Все, кто сомневаются, могут обратится к шеститомнику Матеоса-Тафта по истории литургии свт. Иоанна Златоуста.

Проскомидия, в основных своих чертах, — это творение патриарха Филофея Коккина, работа, в целом, XIV в., закрепленная изданиями XVI в. Первоначально она совершалась непосредственно перед Входом с Дарами и состояла только в «вырезании» Агнца (кстати, чисто практическая вещь — нужно было освободить мякиш от корки, чтобы потом было легче раздроблять) и вливании вина с кипятком в Чашу. До XIV в. проскомидию на Руси (и не только) полностью совершали диаконы.

Распространение часов на каждый день года, на все воскресные, праздничные дни, включая Пасху, — это реформа Евергетидского устава XII-XIII в. Первоначально, в праздничные дни часы никогда не вычитывались.

Возглас «Благословенно Царство» появляется в служебниках с Х-XI вв. До этого литургия начиналась без начального возглашения, то есть сразу начинали петь псалом.

Мирная ектенья изначально произносилась перед Херувимской песнью. В VIII в. ее переместили на место перед Трисвятым, и в XI в. снова переместили в самое начало литургии, где она прочно утвердилась только с XIII в.

Пение антифонов «Хвали», «Благослови» и «Во Царствии» на литургии было реформой Евергетидского устава (примерно XII-XIII вв.). До этого на воскресной литургии пели 91, 92 и 94 псалмы (которые в наших книгах названы «вседневными», несмотря на то, что, исторически, никакие они не вседневные, а как раз воскресные). Но и эти антифоны со связанными с ними молитвами были включены в литургию между 630/730 гг.

Малые ектеньи известны по источникам только с Х в.

Гимн «Единородный Сыне» введен в богослужение в 528 г. по указу своего автора — императора Юстиниана.


Тропарь по входе пелся всегда один, но с XI в. происходит неимоверное увеличение их числа, так что сейчас, бывает, в будний день могут исполнять в этом месте по 10-12 тропарей и кондаков (слава Богу, адекватные настоятели и регенты стараются игнорировать безвкусные резолюции «Богослужебных указаний»).

«Господи, спаси благочестивыя» — к богослужению отношения не имеет, взято из византийского придворного церемониала.

Трисвятое — известно с V в.

Ну и только сейчас мы подошли к «Мир всем» перед прокимном — это и есть, собственно, историческое начало литургии. После него сразу же начинали читать пророчество, которое в VII-VIII вв. убирают из литургии и переносят на вечерню.

Псалом сократили до размеров прокимна еще в пред-иконоборческую эпоху.

Сугубая ектенья появилась в литургии с VII-VIII в., так как изначально она произносилась на крестных ходах.

Ектенья с молитвой, как и для оглашенных, совершалась еще и для следующих категорий молящихся: просвещаемых, одержимых и кающихся. Но они исчезли.

Предпричастные канты «Иже херувимы» и «Вечери Твоея» введены распоряжением императора Юстина II в 573/574 гг. «Ныне силы» — в 615 г. «Да молчит» на литургии Великой Субботы начали петь только с XIII в. В древности в некоторых традициях была своя Херувимская и на Пасху, но она вышла из употребления. Скорее всего, что кант «Иже херувимы» исполнялся как припев к 23-му псалму, который с Х в. окончательно исчез в этом месте.

«Великого господина» на Великом входе стали поминать с XIII-XIV вв.

Вот просительная ектенья дошла до нас практически без изменений еще с IV в.

«…да единомыслием исповемы…» — расширение простой фразы «Возлюбим друг друга!» появляется только с XI-XII вв.

Символ веры в византийскую литургию ввели монофизиты в начале VI в., хотя в Антиохии так стали делать на несколько десятилетий раньше. Интересный случай, когда в нашу православную литургию что-то вносят люди из еретических сообществ, но это никем не оспаривается и продолжает существовать в нашем богослужении уже 1,5 тысячи лет! Это вопрос о соотношении право-славия и право-мыслия.

Из анафоры свт. Иоанна Златоуста упомяну только расширение серафимской песни «…осанна в вышних…» в VI в. и вставку «паче же Сам Себе предаяше» XI в.

По требованию императора Льва I (457-474) патриарх Геннадий I (458-471) вводит интерполяцию «Изрядно о Пресвятей…». С XVI в. после «Изрядно» стали петь «Достойно есть». Изначально тропарь «Богородице Дево, радуйся» про себя произносил диакон.

«Отче наш» ввели в литургию около 385 г.

После 700 г. — молитву «Вонми, Господи».

Причащать мирян из ложечки окончательно стали только со II-го тысячелетия. Раньше, как и духовенство, миряне причащались раздельно и из Чаши.

Стихира «Видехом свет истинный» впервые появляется в печатных изданиях XVII в.

Тропарь «Да исполнятся уста наша» введен как заключение причащения в 624 г.

33 псалом и раздача антидора появляется только с 1027 г.

Концовка литургии окончательно закрепляется в нынешнем виде в XIV в.

Теперь можно подвести итоги.

Нельзя считать литургию одномоментным актом творчества Василия Великого и Иоанна Златоуста от начала до конца. Та византийская литургия, которая совершается в наших храмах, — это коллективное творчество всей Церкви, дело многих и многих исторических поколений, святых и, иногда, даже еретиков, которые веками вырабатывали то богослужение, которым мы сейчас живем. Практически каждая эпоха, чуть ли не каждый патриарх или император стремились внести что-то свое, какую-то новую литургическую единицу. Заметьте, что для этого не собирались никакие соборы, синоды, не писались томосы. Часто такой модернизм был волевым решением церковной или светской власти. Что-то прижилось, что-то нет, что-то, словно исторический мусор, до сих пор лежит ненужным балластом, в то время как реальные запросы и ответы на вызовы времени игнорируются.

Конечно, многое из того, что я упомянул — гипотетично, что-то даже может быть неверным, устаревшим, но главное, что я хотел сказать — практически каждая мелочь в современном богослужении когда-то была модерновой. Церковь вправе оформлять свое главное богослужение так, как посчитает необходимым. На каждой Евхаристии мы будем так же встречать Воскресшего Христа, как Его встречали ученики апостолов на неоформленном, незакрепленном типиконами богослужении периода Ранней Церкви. Но это не вовсе исключает критический подход к тому, что нам досталось от предков.

Литургия апостола Иакова — это истинная Евхаристия. Там нет ни единой еретической строчки, она православная от начала до конца. В ее молитвах чувствуется топографическое «заземление» к тем местам, где Сын Божий пострадал, умер и воскрес. Эти молитвы перенасыщены ветхозаветной тематикой, Законом и Пророками, что так характерно для иудео-христианских истоков Церкви. Эта литургия «пропитана» Священным Писанием. Да, есть вкрапления и более поздние, как они есть и везде. Но это не умаляет ее достоинства.

Я понимаю, что далеко не всякий верующий чувствует потребность участия в такой литургии. Но это не повод ее запрещать и плохо о ней отзываться. Мне кажется, признавать только византийскую литургию — это как если бы мы стали читать только евангелие от Луки, игнорируя при этом трех других евангелистов. Нет, это та же Евхаристия, но с другой «точки зрения». Кто опасается ее служить — помните, что не запрещено — то разрешено. Никакие каноны не запрещают этого. А если спрашивать у архиереев — конечно же, они не дадут своего согласия. Для тех же, кому небезразлично предание Церкви, кто хочет жить этим преданием — очень рекомендую в ней поучаствовать в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня.

Иллюстрация: архиерейское служение литургии ап. Иакова в храме СПбДА 5 ноября 2014 г.

Публикации | Ошибка? Четверг,11:00 0 Просмотров:45
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.