» » Это было не нужно никому, но с этим надо что-то было делать: о курсах повышения квалификации духовенства

Это было не нужно никому, но с этим надо что-то было делать: о курсах повышения квалификации духовенства

29

427

От Редакции:

Недавно на нашем сайте была поднята тема дополнительного образования духовенства. Сегодня публикуем материал нашего читателя на эту тему; епархия не называется, но «кому надо» — те поймут, о какой епархии идет речь.

***

Курсы повышения квалификации объективно нужны. Уровень образования духовенства местной митрополии оставляет желать лучшего, есть с чем и за что бороться.

По образованности:

  • Митрополит — семинария;
  • Клирики первой епархии:
  • Академия — 2 (6%);
  • Семинария — 10 (28,5%);
  • Обучаются в семинарии — 10 (28,5%);
  • Не учились вообще/отчислены — 13 (37%).

Клирики периферийной епархии:

  • Епископ — академия;
  • Клирики: Семинария — 6 (35%);
  • Обучаются в семинарии — 7 (41%);
  • Не учились вообще — 4 (24%).

Курсы свалились на митрополию неожиданно. Это было не нужно никому, но с этим надо что-то было делать. Преподавательских кадров для достойного проведения нет, их никогда не готовили.

Руководитель образовательного отдела епархии (бывший преподаватель местного вуза, не учился ни в каком духовном учебном заведении) составил, в соответствии с требованиями ОРОИК, «план занятий» на 72 часа. Уложились в четыре дня, одна-две пары в день. Итоговую аттестацию поставили без ненужных формальностей.

Выступали: епархиальный юрист с новыми какими-то требованиями, недавний выпускник семинарии с некоторыми практическими моментами жизни на приходе, местная заслуженная православная краеведша со своей десятилетиями откатанной программой. Для нее застолбили 20 часов в сетке (а потом, очевидно, и в зарплатной табели: составитель расписания — ее давний друг).

Пригласили настоятеля католического прихода, которому предъявили за инквизицию и филиокве, спросили об интересующих вещах. Два отца помоложе неосмотрительно сфотографировались с падре в лобби и опубликовали в ВК, после чего пришлось писать объяснительную митрополиту (который у них там в друзьях).

Многие вещи, связанные с уровнем компетентности клириков, годами пущены на самотек. С требами — кто во что горазд, никто систематически не следит, в лучшем случае, бывает реакция на жалобы. Так, например, с одним из «чудотворцев» епархия годами вела безуспешную войну по вопросу необязательности крещения женщин строго голышом. Есть пара «старчиков», которые отказывают в требах неходящим регулярно к ним в церковь. Люди просто обращаются в другие храмы, но иногда жалуются в обычные СМИ.

Никаких семинаров, практикумов, говений, ретритов, чаепитий духовенства. А можно было воспользоваться курсами.

Что касается образцового для митрополии храма, кафедрального собора, там, не удивляйтесь, никогда не совершается Чин исповеди с чтением начала и молитв по Требнику. В лучшем случае, пара благочестивых иереев «вычитывают» его, в свою чреду, в алтаре.

Входные молитвы без архиерея никогда не читаются сослужащими вместе. Если посторонний священник спросит: «Когда завтра входные?» — его не поймут. Старший дьякон (который является ответственным за подготовку ставленников) никогда (кроме архиерейских служб) не бывает на входных и проскомидии, забегает только к «Благословенно Царство».

Потребляют Дары и моют чашу за ним — молодые священники.

Еще в довирусные годы число прихожан заметно начало сокращаться, люди разбежались в три-четыре пригородных храма, где адекватные настоятели и нормальная атмосфера.

Рыба начинается с головы. Сам митрополит затратил на обучение в семинарском СЗО целое десятилетие, начав его, когда еще не было «болонки». Как человек в прошлом военный, он очень любит читать вещи уставные и нормативные. Вычитает что-нибудь интересное в Учительном известии или Требнике — и начинает экзаменовать отцов, демонстрируя, что никто этого не знает, а он знает. Периодически кое-что из накануне вычитанного начинает воплощать в жизнь самыми решительными методами и циркулярами. Психологи назовут это компенсацией.

Особенно любит проявить свои познания в вопросе включения-выключения иллюминации во время службы. Не дай Бог кому не угадать. Однажды кто-то на автомате выключил бра в алтаре после прихода с полиелея — был крик и следствие в течение нескольких дней, никто так и не признался, все помнят до сих пор. Один раз было, выгнал всех вон из алтаря и стоял, обижался минут десять, из-за света.

Курсы нужны. Только нормально организованные, а не для отчета наверх. Когда у руководителя обротдела епархии перед началом спросили: «А может, сделаете небольшой практикум по литургике и ПРП?» — он ответил: «А что такое ПРП?»

Немая сцена. Занавес.

Рисунок Вячеслава Полухина

Публикации | Ошибка? Вторник,8:55 0 Просмотров:44
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.