» » Пост: «внимать себе»

Пост: «внимать себе»

17

177

Первый день Великого поста, так что уместно сегодня будет написать пост про пост.

Это, кстати, не такая простая вещь, как ее зачастую воспринимают его сторонники и противники. Несколько комментариев на эту тему:

1. Для начала немного социологии религии. Хотя большинство нашего населения относит себя к православным, их активность как прихожан низка даже сравнительно с аналогичной статистикой в ряде западных стран. Тем не менее, если присмотреться к результатам опросов, выясняется, что в той или иной форме Великий пост у нас соблюдают довольно многие. Сюда, правда, относятся не только пищевые ограничения, но и многие другие, не предусмотренные Церковным Уставом.

2. Популярность поста среди даже не очень религиозных людей объясняется распространенным убеждением в его пользе для здоровья. Действительно, многие недоумевают, как им питаться, чтобы сбросить вес, а тут церковь предлагает свою диету, освященную многовековой традицией. Казалось бы, соблюдай и получишь пользу не только для здоровья, но и для души.

Но далеко не всем дается пост как средство похудения. Это заметно хотя бы по тому, что наше духовенство — это по большей части люди полные. Священников нередко обвиняют в том, что они сами не соблюдают то, чему учат, включая посты. Но как раз лишним весом легко можно обзавестись с помощью соблюдения поста. Ведь постная пища в основном состоит из углеводов, причем то, что обычно едят в пост, — мучное и сладкое — это худшее, что можно представить в плане влияния на фигуру.

Чтобы приблизить пост по его полезному эффекту к мирским диетам, в это дело надо серьезно вложиться. Придется внести в свой рацион целый ряд непривычных элементов, призванных заменить мясные и молочные продукты. Само собой, расходы на питание увеличатся, а не уменьшатся, как полагал свт. Иоанн Златоуст.

3. Впрочем, ревностные христиане рассматривают пост не как диету, а как средство духовного просветления. В этом, кстати, христианство не отличается от большинства других религий. Пища влияет на ум и психическое состояние, и этот фактор следует учитывать, если хочешь прокачаться духовно. Например, модная ныне медитация обычно идет рука об руку с рекомендуемым рационом питания, и уместность этой рекомендации быстро становится понятна, когда попытаешься как следует сконцентрироваться на дыхании, мантре или математической теореме. На сытый желудок держать мысли в узде гораздо труднее.

Поскольку в христианстве практикуется та же медитация, только оформленная в виде богослужений, здесь тоже уделяется внимание системе питания, которая гипотетически должна помочь во время службы думать о псалмах, а не о растущих ценах.

Но, опять-таки, чтобы извлечь такого рода пользу, нужно внимать себе, а не слепо следовать Уставу. Полезный эффект поста, который имеется в виду и в христианстве, и в других религиях, — это легкость в теле, чувство очищения и освобождения. При таком физическом состоянии лучше работает голова. Это можно использовать как для молитвы, так и для любой другой цели. Сопутствующим эффектом также может быть приподнятое настроение, и это неудивительно. Ведь «о чем мы думаем, тем мы и становимся», и если во время поста думаешь о религиозных материях, наполняющих жизнь смыслом, ощущаешь радость, а, если к этому добавить еще и более высокую концентрацию, этот духоподъемный эффект усиливается в разы.

Если такого эффекта нет, значит что-то делается не так и что-то в образе жизни надо пересмотреть. Этот принцип «собаки Павлова» справедлив для любой сферы жизни, включая религиозную.

4. Поскольку пост предлагается церковью как средство сконцентрироваться на богослужении, к этому элементу духовной диеты тоже следует отнестись сознательно. В первые дни поста основной акцент делается на чтении Канона Андрея Критского. Но, если посмотреть на него непредвзято, это далеко не лучший богослужебный текст в нашем церковном предании. Прот. Александр Шмеман как-то упомянул канон в своем Дневнике:

«Вчера вечером кончали […] канон Андрея Критского. Снова то же впечатление — некоей внутренней неловкости от этого насквозь риторического произведения […] Вся эта „редукция“ Библии к оригенистическому морализму… упор все время на одиночной душе (Библия — книга и о мире, и обо всем человечестве, и о каждой душе)…»

«Насквозь риторическое произведение» — очень точное наблюдение, которое, впрочем, будет справедливо и для огромной массы других богослужебных текстов. Канон перебирает различные, преимущественно ветхозаветные истории праведников и грешников и призывает каяться в том, что ты не следуешь примеру первых, но совершаешь грехи последних: «тот переспал с женой своего отца — и я так же поступаю», «тот убил — и я убиваю» и т.д. Но народ все это слушает скорее как магические заклинания на непонятном языке, надеясь, что благодаря им жизнь наладится.

Но ничего само собой не налаживается, и даже то, что слышишь в церкви, тоже надо фильтровать. В Постной Триоди есть хорошие службы, о существовании которых человек может не подозревать, даже если он много лет ходит в церковь, как и наоборот, посредственные тексты повторяются многократно, нередко оставляя чувство такой вот «внутренней неловкости».

Поэтому, как и с пищевыми ограничениями, богослужения нужно критически оценивать по тому, как они влияют на ум и сердце. Глупости и банальности отбрасывать, пропуская мимо ушей или просто не ходя на соответствующие службы, а тексты, полные смысла и поэзии, заучивать наизусть даже в том случае, если сложившаяся церковная традиция не сочла их достойными внимания.

В заключение повторю призыв апостола Павла «внимать себе» — это самое главное правило, чтобы пост, как и любая другая деятельность, был на пользу.

Источник

Публикации | Ошибка? Вторник,8:00 0 Просмотров:47
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.