» » Без церемоний: закон о принудительной эвакуации населения принят в первом чтении

Без церемоний: закон о принудительной эвакуации населения принят в первом чтении

0
Во вторник, 18 мая депутаты Госдумы практически единогласно приняли в первом чтении законопроект № 1120845-7 «О внесении изменений в 68-ФЗ «О ЧС…», делающий обязательной для граждан эвакуацию с любой территории, объявленной «зоной ЧС» или «зоной угрозы возникновения ЧС», причем принять такое решение могут отдельные организации, муниципальные, региональные и федеральные власти. Документ породил массу споров в социальных медиа, экспертных и профессиональных сообществах, и мы должны заметить, что его инициаторы на пленарке не сняли эти вопросы. Попытаемся разобрать их аргументацию максимально объективно, чтобы вместе ответить на вопрос: почему такие изменения проводятся именно сейчас?

В роли защитника законопроекта в парламенте выступил замминистра по ЧС Алексей Серко. Он сообщил, что поправки вводятся «в связи с ликвидацией последствий паводка на Дальнем Востоке в 2019 году» и принятие данного решения «направлено на повышение уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций». Объяснил, да не очень: в нынешней редакции 68-ФЗ в статье 11 прописаны полномочия региональных властей:

«принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение»;

а также муниципальных (органов местного самоуправления):

«принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение».

Так что все полномочия у властей различных уровней для проведения эвакуации при ЧС уже имеются. Ключевых изменений предлагается на самом деле два: первое – отдельное прописывание обязанности гражданина эвакуироваться сразу после получения информационного сообщения от властей, второе – в качестве обоснования эвакуации, помимо ЧС, вводится такое размытое определение, как «угроза возникновения ЧС». В более раннем подробном разборе данного законопроекта отмечала , что именно в таком режиме «повышенной готовности» к борьбе с ковидом наша страна и существует уже больше года. То есть сама формулировка «угроза возникновения ЧС» не требует от властей разных уровней сколько-нибудь серьезных обоснований и фактов, а вот свой дом сразу после решения их спецкомиссии ты будешь обязан покинуть.

Вернемся к первому чтению документа. Вопрос замминистра задал депутат Олег Нилов:

«Какая ответственность будет возлагаться на граждан, если они не выполнят предлагаемую норму в виде обязательной эвакуации в случае какой-то ЧС? Надеюсь, административная ответственность?»

«Ответственность предусматривается по Административному кодексу (КоАП)», – ответил Серко, не уточнив, какая именно – и тут же получил более развернутый вопрос.

Депутат Алексей Куринный поинтересовался: «Поясните, что там случилось на Дальнем Востоке – люди не хотели эвакуироваться ни в какую? Что это вводится за размытая формулировка «угроза возникновения ЧС»? И какая конкретно будет ответственность для отказников? Будут ли дополнительно к ним применяться силовые методы?»

«Будет статья 2.6.1 КоАП – соответственно, это невыполнение законных предписаний органов. Когда были наводнения, часть жителей отказалась эвакуироваться, проигнорировав все уверения, что местность будет затоплена. Но МЧС не может бросать своих граждан – соответственно, мы были вынуждены держать там часть своих сил и средств. Возникает угроза жизни и здоровью сотрудников МЧС, риск потери специальной техники, что и произошло тогда. Более того, когда были лесные пожары в Забайкалье, идущие со скоростью 100-150 км/ч, можно просто не успеть объяснить населению, что «вы скоро можете сгореть.

Тут уже речь идет не только о спасении одного-двух (отказников), а о потере всего личного состава, техники, а самое главное – об угрозе населению. Нас потом многие обвиняли: мол, вы плохо нам рассказывали… Так что было решено получить право не только требовать, но и право на то, что обязанность населения – эвакуироваться. Иногда отдельным согражданам тяжело объяснять, что пожар развивается с такой скоростью, что потом будет поздно…»,
– попытался разъяснить Серко, но получилось снова что-то странное.

Дело в том, что названная чиновником Правительства статья 2.6.1 КоАП именуется «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств». Это довольно широкая зона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в виде штрафов, лишения прав и административного ареста. Причем здесь ЧС и обязанность эвакуации – нам понять так и не удалось. Как и не последовало ответа на два других важнейших вопроса от Куринного – зачем включать в закон «угрозу возникновения ЧС» и будут ли отказников хватать и выносить из домов, организуя их эвакуацию силовыми методами? Видимо, Серко просто не нашелся, что ответить.

Впрочем, из слов замминистра вполне понятно одно – церемониться с гражданами-отказниками теперь особо никто не будет, да и разъяснять необходимость эвакуации им будут не живые сотрудники МЧС, а заранее записанный информационный суфлер. Мы попробуем немного помочь Серко: вероятнее всего, на самом деле он имел в виду статью КоАП 19.3 – «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии РФ». То есть следить за исполнением обязанностей граждан эвакуироваться будут непосредственно силовики. Наказание тут не самое приятное: штрафы (до 4 тыс. рублей), административный арест до 15 суток, обязательные работы. Можно предположить, что не подчинившихся граждан арестуют – таким образом, одновременно осуществив их принудительную эвакуацию. Что и означает «принудительно» во всех смыслах слова.

После этой отповеди замминистра вопросов у депутатов не осталось. В результате «за» законопроект проголосовало 373 депутата, противников и воздержавшихся не нашлось, не голосовало 77 депутатов (можно предположить, что среди них были не только заигравшиеся в онлайн-игры, но и противники этого ПФЗ).

Здесь следует еще раз напомнить, что 28 сентября 2009 г. в перечне поручений президента России значилось внесение изменений в законодательство, обеспечивающих «возможность принудительной эвакуации граждан из зоны ЧС по решению комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности». То есть Владимир Путин давал указания в отношении уже подтвержденной и происходящей ЧС, но в Правительстве его по традиции истолковали превратно, придумав в качестве повода для принудительной эвакуации не доказуемую на практике «угрозу возникновения ЧС».

Ну а чтобы совсем узаконить принудительную эвакуацию, законопроект предполагает внесение отдельной правки в ст. 19 68-ФЗ «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», куда, кстати, 1 апреля 2020 г. был внесен пункт из той же серии:

«Граждане РФ обязаны… выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

Эвакуация из жилища, очевидно, не может входить в устанавливаемые для граждан правила поведения при введении региональными властями режима ПГ или ЧС – слишком уж серьезное это ограничение конституционных прав: на свободу, личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища и т.д. Поэтому теперь Правительство намерено обязать граждан:

«эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий».

Что имеем в сухом остатке? С одной стороны, законопроект действительно выглядит как развязывающий руки ликвидаторам ЧС. С другой, с учетом разработанного специально под него сурового ГОСТа по эвакуации населения, есть риски его сомнительной трактовки и применения. Высокопоставленный чиновник МЧС не сумел вменяемо обосновать его необходимость, так что повод для опасений имеется. Порядок проведения эвакуационных мероприятий в документе предлагается отдать на откуп Правительству – т.е. перед нами очередной рамочный закон.

Очевидно, что массовая эвакуация – дело затратное, и представить себе ситуацию применения нормы на жителях многомиллионного города достаточно сложно. Однако, законопроект может угрожать компактным поселениям, а также отдельным гражданам, которые отказываются вставать в вакцинно-цифровое стойло. В любом случае, мы не будем называть критиков документа «паникерами, сектантами» и т.д. – с учетом нашей «новой нормальности», «партия ковида» может приготовить еще немало неприятных сюрпризов.
Публикации | Ошибка? Суббота,4:55 0 Просмотров:85
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.