» » Заключенные в приютах Магдалины. Часть 1

Заключенные в приютах Магдалины. Часть 1

37

112

Часть 1. «Исправительные» прачечные для ирландских женщин

Печальная история ирландских приютов имени Марии Магдалины в Ирландии охватывает несколько столетий. Главными героинями этой многовековой драмы стали обыкновенные женщины, которые оказались заточенными на долгие годы в стенах католических учреждений.

Первые приюты Святой Магдалины — XVIII — XIX вв.

История приютов Святой Магдалины берет свое начало в далеком 1758 году. Первой страной, решившей провести уникальный социальный эксперимент, стала Великобритания. Под руководством филантропов Р. Дингли, Д. Хэнуэя и Д. Филдинга в стране открылось новое учреждение «Госпиталь Магдалины», целью которого стало предоставление крова раскаявшимся проституткам. Женщины, поселившиеся там, выполняли работу за небольшие деньги.

Святой покровительницей приютов «назначили» Марию Магдалину — блудницу, покаявшуюся в грехах (согласно учению католической церкви). Символизм заключался в том, что примеру Магдалины и должны были следовать обитательницы приютов, чтобы через веру и молитву очиститься от греха блуда.

Ирландия последовала примеру Великобритании, и уже в 1765 г. по инициативе филантропки леди Арабеллы Денни в Дублине был основан первый приют имени Магдалины. Идею поддержала протестантская община «Движение спасения» и стала второй стороной основателем при поддержке католической церкви.

Создатели первых приютов преследовали благие цели: предоставить бывшим проституткам кров, пропитание, а также обучить полезному ремеслу, которое прокормит их на свободе. Арабелла Денни считала, что здесь «падшим» женщинам помогут реабилитироваться и социализироваться. По стране открывалась целая сеть подобных приютов для женщин-протестанток.

Одной из важнейших целей государства стала борьба с проституцией, и идея о предоставлении социальной помощи женщинам выглядела не так уж и плохо.

Однако время шло, а протестантская община постепенно теряла свои позиции, не получая поддержки от государства. Позднее ее полностью вытеснила католическая церковь, установившая свои порядки.

Первые существенные «преображения» коснулись принципа отбора новых девушек и женщин. Отныне в ирландские приюты стали принимать не только проституток: сюда попадали те, чье поведение можно было счесть как «неблагочестивое». Отныне никакого согласия или добровольного желания самой женщины не требовалось.

Приход католической церкви стал переломным моментом в истории приютов Магдалины.

XX в. — католическая церковь берет шефство над приютами

Учреждения перешли в распоряжение четырех католических общин, которые заведовали одиннадцатью приютами по всей стране. Смена церкви-покровительницы повлекла реорганизацию внутренней политики: теперь узницей могла стать не только проститутка, а любая «оступившаяся» или уже падшая: например, жертва насилия, женщина, родившая вне брака, слишком красивая или кокетливая девушка (а значит, потенциальная блудница).

Примечателен тот факт, что аналогичные приюты Магдалины один за другим стали закрывать во всех странах Британской Империи — власти поняли, что такой метод неэффективен в долгосрочной перспективе.

Здесь я немного отступлю от темы. В Европе все более популярной становится концепция, что корень проституции не в безнравственности отдельно взятой категории женщин, а в том, что это источник их дохода и чуть ли ни единственный способ выживания.

Английская феминистка, Жозефина Батлер, вполне справедливо отмечала: почему нет таких заведений для мужчин, который «покупают» женщин? Если для последних это — способ выживания, то для мужчин — забава, игра в похоть и чувство господства над обладанием чужого тела за монету. Кто из этих двух сторон здесь более безнравственен? Впрочем, это отдельный вопрос, который до сих пор вызывает бурные дискуссии.

Вернемся к основной теме. В 1921 году Южная Ирландия обрела независимость от Великобритании. (Уточню, что речь идет о католической Южной Ирландии, в то время как протестантская Северная Ирландия оставалась и остается частью Великобритании).

Позиции католической церкви были очень сильны в стране, что позволило приютам существовать дальше и принимать новых «грешниц». Приюты стали прачечными, в которых девушки неустанно трудились за стиркой чужой одежды. Позднее приюты в обиходе так и назовут — «прачечные Святой Магдалины».

Это было выгодное предприятие для сторон: церкви и государства. Но не для девушек, которым не торопились выплачивать гонорар.

Несмотря на то, что стиральные машинки постепенно начали входить в обиход, для «прачек Магдалин» то была невиданная роскошь. По мнению монахинь, спартанские условия были на пользу воспитанницам — так укрощалась их греховная натура.

Прачечная Магдалины в Ирландии, начало XX века

А вообще это было довольно практично для «работодателей», ведь после многочасовой работы за стиркой и тасканием воды от насоса мало у кого останутся силы на побег из здания с колючей проволокой.

Отсутствие вентиляции, щелочные вещества, разъедающие кожу, вредные химикаты, тяжелый физический труд, постоянное стояние на ногах приводили к необратимым последствиям для здоровья. У девушек и женщин появлялись заболевания: варикоз, ревматизм, болезни легких. Многие получали травмы на всю жизнь, так как девушкам не спешили оказывать медицинскую помощь.

В «прачечных» действовало еще одно правило, уничижающее личность, — лишение имен. При поступлении в приют «грешницу» называли по-другому. Могли присвоить и мужское, или просто дать номер, что усложняло поиск девушки ее родственниками. Кстати, правила приютов предусматривали освобождение пленниц только по ходатайству кого-то из родных.

Срок пребывания не оговаривался — наказание могло длиться пожизненно. Одни жили здесь меньше года, другие оставались до старости и умирали, третьи не доживали и до пожилого возраста.

Причиной закрытия приютов стал грандиозный скандал, произошедший в не столь отдаленном от нас 1996 году. Катализатором стало обнаружение братских могил на территории одного из приютов при продаже земельного участка в 1993 году.

Братские могилы и последующее разбирательство

Участок с захоронениями находился на территории монашеского ордена, который управлял приютами. На 80 тел из обнаруженных 155 не было свидетельств о смерти. «Замять» дело не удалось, хотя и были приняты попытки: сославшись на бюрократическую ошибку, монахини сожгли останки (что, к слову, осуждается в католичестве). Этот «финт» спровоцировал скандал, о котором написали в прессе. Так начинает разворачиваться полномасштабная разоблачительная кампания в отношении прачечных Магдалины.

Общественность, наконец, обратила внимание на то, что представляют собой эти католические приюты. Женщины, прошедшие через прачечные, наконец перестали молчать и потребовали у церкви и властей публичных извинений. Они просили привлечь к ответственности всех причастных к издевательствам над ними. Конечно, ни РКЦ, ни правительство не были готовы к капитуляции в виде признания вины.

В 1997 году был снят разоблачительный документальный фильм «Секс в холодном климате» о четырех женщинах, прошедших через «лагеря» Святой Магдалины и откровенно поделившихся своими историями. Дело принимало новые обороты, раскрывались шокирующие подробности и детали, всколыхнувшие ирландское общество.

«Секс в холодном климате»

В съемках «Секса в холодном климате» принимали участие женщины, прошедшие через приюты святой Магдалины в 1940-1950 гг. На просторах рунета фильм доступен только на языке оригинала с русскими субтитрами.

Это были обычные девушки, воспитанные в католическом обществе, закупоренном от любых форм сексуального просвещения. К тому же, в стране действовал запрет на контрацепцию, и, что вполне логично, случались беременности, вину за которые несли исключительно женщины.

Далее вкратце приведу историю каждой из героинь.

Брижит Янг. Девушка выросла в специальном учреждении для детей, родившихся от женщин-обитательниц приютов Магдалины. Брижит рассказывает, что девочкам было запрещено не только общаться друг с другом, но и видеться с родными матерями.

В своей книге «Do Penance or Parish: Magdalen Asylums in England» доктор Фрэнсис Финнеган пишет о том, как он познакомился с женщиной, которая ранее воспитывалась в приюте, а после попала в прачечную:

«Однажды монахиня привела меня в монастырскую гостиную и сказала, что моя мать умерла. Но оказалось, что я больше двадцати лет работала вместе с мамой в прачечной, а монахини все это время скрывали от нас правду. Вы просто не можете себе представить, какими жалкими и бесчеловечными были эти места. И самое ужасное заключалось в том, что это делали женщины с другими женщинами».

По признанию Янг, девочкам затягивали грудь корсетом и остригали волосы, «чтобы не демонстрировали свою сексуальность». Однажды Брижит избили за разговор с одной из «Магдалин», которая тайком попросила девочку привести ей ее родную дочь.

Кристина Малкахи. Юная Кристина влюбилась в солдата, после связи с которым девушка забеременела. Она родила мальчика. Позднее по наставлению родственников Кристину поместили в католический приют. Семья отказалась от нее. Ребенка у девушки отобрали через год после его рождения, и вскоре его усыновила семья. Кристина нашла своего сына в 1997, незадолго до своей смерти. Она скрывала эту историю от своей семьи все эти годы, до тех пор, пока не произошел скандал.

Марта Куни. Девушка была изнасилована пьяным кузеном, когда они ехали с ярмарки. Семья отправила ее в Приют Магдалины, чтобы избавиться от «позора». Через несколько лет ее забрал оттуда родной брат. Женщина стала учителем. Замуж она так и не вышла, так как не хотела, чтобы над ней властвовал другой человек.

Филисс Валентайн. Филисс была сиротой, которая жила в детском приюте. Когда она повзрослела, ее отправили в прачечную Магдалины. Причина — девушка была очень хороша собой:

«Однажды я спросила сестру о том, почему меня из сиротского приюта отправили прямиком в прачечную Магдалины. И та сестра сказала мне: „Ты красива как картинка. <…> Монахини отправили тебя из страха, что ты падешь“. „Пасть“ означало „забеременеть“, а это лишний рот, который им нужно кормить».

После заточения в Приюте Филисс вышла замуж, но брак распался, потому что она считала сексуальную жизнь постыдной. Женщина так и не смогла избавиться от этого чувства.

Женщины рассказали, что гипотетически девушки могли сбежать, несмотря на то, что приюты ограждались высокими стенами с колючей проволокой. Однажды произошел случай массового побега 30 женщин сразу, но некоторых из них поймали и вернули назад.

В такой ситуации монахини сразу начинали бить в колокола, а девушки втайне радовались, что кто-то, наконец, обрел столь желанную свободу. Многие после пребывания в прачечных уезжали из Ирландии в Англию и больше никогда не возвращались на родину.

Отчет комитета и наши дни

В 2009 году Римский Папа Бенедикт признал вину католической церкви и принес свои извинения женщинам-узницам, а архиепископ Дублина Диармуид Мартин даже омыл им ноги в кафедральном соборе.

В 2011 году правительство, наконец, создало комитет по исследованию приютов. Из доклада комитета от 2013 года стало ясно, что власти поддерживали приюты и активно содействовали их деятельности. Так, более двух тысяч женщин были направлены туда по решению государственных органов. После обнародования доклада премьер-министр страны Энда Келли извинился перед теми, кто прошел через «лагеря» Магдалины.

Им выплатили 10 млн евро в качестве компенсации за причиненный ущерб. Официально каждой бывшей заключенной прачечной положены еще дотации, однако их выплачивают в неполном размере.

Январь 2021. Премьер-министр Ирландии Микал Мартин приносит свои официальные извинения узницам католических прачечных со словами: «Каждая из вас попала в приют из-за чужих ошибок. Никто из вас не сделал ничего плохого и заслуживает лучшей участи».

Несмотря на красноречие чиновников, судебные тяжбы продолжаются до сих пор, а правительство не спешит выполнять все свои обещания.

Заключение

История католических приютов Магдалины стала отличной иллюстрацией того, как благие и гуманные намерения могут стать почвой для вопиющей жестокости и беспринципного человеческого цинизма под личиной благодетели.

Черное дело сделала также и демонизация всего, что связано с интимной сферой человеческих отношений. Стигматизация секса, женской сексуальности в частности, как чего-то низменного и уничижительного загоняет в жесткие противоестественные рамки представителей обоих полов.

Из этого рождается извращенное и нездоровое восприятие всего сексуального, на чем виртуозно спекулируют умелые манипуляторы. Эти установки живы и процветают по сей день. Несмотря на порой ужасающие ошибки прошлого, человечество крайне медленно и неохотно старается их исправить.

Современные ирландцы, кажется, становятся более свободными и постепенно отходят от рамок столь жесткого консерватизма. Там, наконец, официально разрешили разводы — с того же 1996 года. До этого запрет на расторжение брака был закреплен в Конституции. Также в стране узаконены однополые союзы. Такое решение было принято на референдуме, что стало беспрецедентным случаем в мировой истории.

А еще примерно два года назад в сети мне довелось пообщаться с одним ирландцем по имени Джон. Я не могла не спросить его мнение о злосчастных приютах. На мой вопрос он дал краткий ответ:

«Ireland is a completely different country now. Very open, liberal, inclusive society. She has learned from her history. When religion is tied into the fabric of any society, there will be injustice». («Ирландия сейчас совершенно другая страна. Очень открытое, либеральное, инклюзивное общество. Страна извлекла уроки из своей истории. Когда религия тесно вплетена в любое общества, будет существовать несправедливость».)

Общественные настроения современных ирландцев понятны, как и идеологический курс, который взяла страна. Насколько такая политика окажется действенной, покажет лишь время.

Столь нашумевшая история не могла остаться в стороне, и в 2002 году шотландский режиссер Питер Муллан представил миру художественную картину «Сестры Магдалины» по мотивам фильма «Секс в холодном климате».

Картина получила Золотого льва и похвалу критиков и зрителей по всему миру. Но самое важное было то, что благодаря «Сестрам Магдалины» о прачечных узнал и заговорил весь мир.

О фильме, особенностях его сюжета и героях, а также реакции настоящих узниц приютов и католической церкви читайте во второй части.

Иллюстрация: Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века

Источники:

https://tjournal.ru/stories/252964-religioznyy-konclager-kak-irlandskie-prestupnicy-na-300-let-stali-rabynyami-v-katolicheskih-prachechnyh

https://www.irishcentral.com/roots/history/cope-galway-magdalene-laundry-booklet

http://www.cablook.com/mixlook/pokajsya-ili-umri-priyuty-svyatoj-magdaliny-v-irlandii/

https://www.history.com/news/magdalene-laundry-ireland-asylum-abuse

https://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/1030657.html

https://www.bbc.com/russian/international/2013/02/130205_ireland_laundries

Публикации | Ошибка? Вторник,6:55 0 Просмотров:34
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.