» » Заключенные в приютах Магдалины. Часть 2

Заключенные в приютах Магдалины. Часть 2

58

39

Часть 2. «Сестры Магдалины»: сюжет и специфика фильма, реакция католической церкви

В 2002 вышел художественный фильм «Сестры Магдалины» шотландца Питера Муллана. В основу сюжета лег документальный фильм «Секс в холодном климате», 1997 года. Подробнее о нем и истории ирландских приютов читайте в первой части.

Место действия: шестидесятые

Взяв за основу истории четырех героинь из нашумевшего документального кино о кошмаре в стенах католических учреждений, Питер Муллан решил снять полнометражное художественное кино. Режиссер перенес действия из 40-х и 50-х годов в 60-е — думаю, этот временной промежуток взят неспроста.

Муллан хотел показать контраст между религиозной Ирландией и остальным европейским миром цивилизации, хотя в фильме прямого сравнения нет, но зритель держит его на подкорке. Мы знаем, что принесли шестидесятые миру: освоение космоса, развитие технологий, «Битлов», подъем интеллектуального кино и первый гормональный противозачаточный препарат. Последнее нововведение навсегда меняет подход не только к материнству и планированию детей, но и к положению женщин в принципе.

Между тем, «женский вопрос» не везде решался столь успешно.

Муллан показывает совсем другие шестидесятые, с унизительным положением девушек, где они были целиком беззащитны. Фильм отлично передает весь ужас заточения в неказистых стенах приютов, из-за чего у зрителя возникает чувство дискомфорта и безысходности, похожей на клаустрофобию.

Героини киноистории

Первая история о девушке по имени Маргарет, которую изнасиловал кузен. Когда эта «новость» доходит до ее отца, он решает отвезти дочь в приют Магдалины как «грязную» и опозорившую семью.

Вторая героиня, Роза, рожает внебрачного ребенка. За это родители отправили ее в злосчастный приют. Попав туда, девушка получает новое имя — Патришия. У каждой вещи должно быть свое наименование, как объяснили монахини, ведь Роза у них уже есть.

Третье действующее лицо — Бернадетта. Воспитанница обычного приюта для сирот. Очень дерзкая и свободолюбивая, за что ее посчитали потенциальной блудницей. Так, Бернадетта была сослана к «магдалинам» из-за своей красоты и «разнузданности».

Уже в самом приюте нас знакомят с другими героинями. Здесь отдельного внимания заслуживает линия Криспины — девушки, так же родившей вне брака. Это намеренно жалкий, некрасивый и глупый, почти блаженный (в пренебрежительном смысле этого слова) персонаж. Именно над ней легче всего надругаться священнику, именно над ней приятней глумиться монахиням и выставлять ее посмешищем на глазах у других девушек.

Ее личность размазана настолько, что вызывает презрение даже у подруги по несчастью Бернадетты. Криспина — показательный результат «воспитания» монахинь, когда из чувствительного и ранимого человека с нестабильной психикой сделали ничтожество с раздавленным Я.

Еще одна интересная сквозная линия, не столь яркая, как предыдущая — история девушки Уны, которая совершает попытку побега из приюта в отчий дом. Попытка оказалась неудачной, так как отец вернул ее обратно. Уна выбрала необычный, хотя и единственно логичный в ее ситуации способ выживания — перейти из одного лагеря в другой, то есть стать монахиней. Жаль, что персонажу уделили очень мало времени. Было бы интересно понаблюдать за внутренним конфликтом Уны и раздираемыми ее противоречиями.

Зло в фильме представляет сестра Бриджит. Садистичная, жесткая, жестокая и алчная. Она щедра на оскорбления, унижения и побои. Бриджит волнует только власть и деньги. При этом она поразительно лицемерная личность. Бессердечная к девушкам, она вполне искренне плачет над фильмом «Колокола святой Марии».


Впрочем, в этом нет ничего противоречивого. У садистов и психопатов есть такая черта — они театрально могут пустить слезу тогда, когда им это надо. Они тоже своего рода артисты на подмостках, и ношение масок для них обычное дело. И это прекрасно видно на примере сестры Бриджит.

Мужчины в фильме тоже фигурируют, однако здесь им отведено место статистов. Они некий функционал, который отравляют жизни женщин и девушек: отцы Маргерет, Розы и Уны без объяснений отправляют дочерей в католический концлагерь; парень, привозивший белье в приют и обещавший помочь бежать Бернадетте, бросает ее в последний момент; священник, который втихаря насилует полуобезумевшую Криспину. В фильме нет ни одного положительного персонажа мужского пола. Даже родной брат, вытащивший Маргарет из приюта, представлен каким-то несуразным.

Художественные особенности фильма

Картина полностью снята ручной камерой без штатива. Их бум как раз произошел в шестидесятые, американское и европейское кино «новой волны» снимались ручным устройством. Поэтому фильм «Сестры Магдалины» напоминает ленты той эпохи.

Режиссер не использует визуальных ходов, современных (на начало нулевых) технологий и спецэффектов, отдавая предпочтение строгой минималистичной картинке и приглушенным тонам, чтобы не отвлекать внимание зрителя от выразительных эмоций персонажей. Это роднит фильм с документалистикой.

Зрителя угнетают однотонные цвета, блеклая униформа на девушках, их серые лица и обстановка заточения. Это резко контрастирует с редкими кадрами ирландской природы с густой зеленью и солнцем — символом жизни, свободы и раскрепощения.

В конце ленты приводится справка, что стало с каждой героиней — задумка, как бы переносящая их историю в реальный мир.

Реакция католической церкви на «Сестер Магдалины»

Реакция католической церкви оказалась предсказуемой. Первым картину осудил итальянский католический истеблишмент.

Так, кардинал Тонини, который признал, что не видел фильм, утверждал, что награда Золотой лев оказала медвежью услугу Венецианскому кинофестивалю Италии: «Очень досадно, что Золотой лев был присужден фильму, который не говорит правду о католической церкви. Режиссер фильма даже сравнил католиков с талибами в некоторых своих заявлениях».

Джанни Багет Боззо, комментатор СМИ и священник, который был советником премьер-министра Сильвио Берлускони, утверждал, что фильм носит антикатолические настроения. «Люди, которые дали этому фильму награду, сделали это только из-за его антикатолического содержания. Это, несомненно, главная привлекательность фильма».

Радио Ватикана сообщило, что Муллан «уподобляет католическую церковь Талибану». Затем в сообщении говорилось: «Присуждение высших наград „Сестрам Магдалины“ было самой оскорбительной и жалкой страницей, написанной жюри».

Досталось от Ватикана и кинокритикам за положительные рецензии о фильме. «Коалиция так называемых критиков объединила свои усилия, чтобы разрекламировать заведомо ложный фильм», — говорится в сообщении.

В защиту своего творения Муллан сказал следующее: «Речь идет не только о католической церкви и о том, как она угнетала молодых женщин в Ирландии. Это касается всех фундаменталистских конфессий, которые считают, что имеют право их угнетать. Я надеюсь, что женщины увидят этот фильм и поймут, что величайшая тюрьма из всех — в их умах. Если они смогут освободиться из этой тюрьмы, тогда они начнут сопротивляться».

Настоящие же узницы приютов отметили, что в фильме весь ужас сглажен, так как в реальности все было намного хуже.

Полагаю, Муллан и не собирался демонстрировать насилие ради насилия (чем грешат очень многие режиссеры). Он хотел показать историю, раскрыть каждого ключевого и второстепенного персонажа, обратить внимание зрителя на конфликт общества не только с представителями церкви, но и внутри себя. Думаю, что Муллан выбрал правильную форму повествования, сместив акценты с намеренного «трэша» на внутреннюю фрустрацию персонажей.

Заключение

Увы, но душевные раны Бернадетты, как и других девушек, будут напоминать о себе всю жизнь. Боль унижений стихнет, но даже время будет не в силах заглушить ее отзвуки окончательно.

«Тебя не могут тронуть, если ты респектабельная» — заключает Бернадетта в конце фильма. Это слова новой женщины, которая почувствовала ветер перемен и выбрала свободу. И это несмотря на заточение в душном беспросветном мирке, куда, казалось, не мог пробиться и луч надежды.

В противовес беспощадной системе Муллан предложил зрителю принципиальность Маргарет, рассудительность Розы и дерзость Бернадетты. Этого достаточно, чтобы освободиться из кандалов и подготовить почву для создания здорового общества.

Иллюстрации: кадры из упомянутого фильма

Источники:

https://posmotre.li/The_Magdalene_Sisters

https://www.rogerebert.com/reviews/the-magdalene-sisters-2003

https://www.irishtimes.com/news/italy-s-catholic-establishment-denounces-magdalene-film-1.1094798

https://www.irishexaminer.com/lifestyle/arid-30067644.html

https://www.theguardian.com/culture/2003/feb/21/artsfeatures1

Публикации | Ошибка? Среда,7:55 0 Просмотров:37
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.