» » Как будущему пастырю взять в жены «обыкновенную девушку» и поймать розового единорога

Как будущему пастырю взять в жены «обыкновенную девушку» и поймать розового единорога

58

324

Последний текст Евы Минеевой, точнее, его начало — об охоте семинаристов, будущих пастырей, на регентш как потенциальных матушек, вызвал бурные обсуждения в наших группах в соцсетях. Казалось бы, тема давно известная и в церковной среде банальная, но все же некоторые комментаторы недоумевают, мол, а зачем семинаристам спешить, неужели нельзя отложить хиротонию, пока не найдешь ту жену, с которой у вас будет любовь, а не деловой подход «мне нужна любая жена для хиротонии».

Но оказывается, не только некоторые комментаторы недоумевают, но и солидные протоиереи могут иметь любопытное мнение на сей счет.

Как раз на днях сайт Патриархии опубликовал интервью (перепечатка с ЖМП) с ректором Тульской православной классической гимназии, заведующим кафедрой теологии Тульского университета 81-летним протоиереем Львом Махно, который отслужил в священном сане целых 57 лет. И протоиерею задают вопрос по поводу священников, которые разводятся, и как, мол, им сохранить семью.

Протоиерей Лев (у которого, по его словам, брак сложился счастливо) перекладывает вину на самого молодого священника — сам, мол, виноват, не глядел, кого выбирал:

«Это очень сложная тема. Всегда больно смотреть, когда молодой священник вдруг разводится. Думаешь: ну кого же ты выбирал? Разве ты не видел, что она не сможет нести этот крест? Куда ты глядел? И понятно, что и эта прекрасная девушка, которая вышла за него, никогда не думала, что быть матушкой так сложно, нужно со многим смириться… Вдруг выясняется, что она обеими руками держится за светскую жизнь и отпускать ее никак не хочет. В жены нужно брать обыкновенную, нормальную девушку. И чтобы у вас обязательно были родственные души. Вот что самое главное. Ты только подумал — а она это уже говорит, ты начал говорить — а она сто раз уже все продумала. Вот это и есть родство душ. Проявляется это не сразу — в среднем через три года. Даже в народе есть такая пословица: чтобы человека хорошо узнать, нужно с ним пуд соли съесть. А мы пуд соли, по статистике, вдвоем съедаем приблизительно за три года.

С другой стороны, такие примеры разногласий в семейной жизни у церковных людей не должны быть для нас каким-то диссонансом. Мы должны принимать жизнь такой, как она есть. Ведь есть в Церкви та благодать Божия, которую мы чувствуем, которая нас подкрепляет. Это самое главное. Если ты к тому же на богослужении перед Богом стоишь, тогда и жена, видя тебя такого хорошего, станет тоже прекрасной».

Вот такой «наивно-прекраснодушный» взгляд, несмотря на более чем солидный и житейский, и пастырский опыт. Тут юноша-семинарист, которому чуть перевалило за двадцать, и который скоро выпускается и уже подумывает о собственном приходе, да еще и архиерей (настоятель, благочинный, духовник) ему настойчиво намекает, что давай, решай скорей с женой, вон, на регентском подбери кого — а там и сразу на рукоположение, надо духовность в глубинке поднимать, храмы восстанавливать, кадилом махать некому. И юноша такой думает (по советам протоиерея Льва): ну где же мне еще взять «обыкновенную, нормальную девушку»? В миру-то они все развращенные (да и порой уже не девушки — а это важный пункт для рукоположения), «держатся за светскую жизнь», а на регентском, под боком, — самое то, духовные, «обыкновенные-нормальные» (серые-никакие, в переводе на нормальный язык), да и бесплатный регент на приходе — два в одном, бери, пока акция со скидкой и товар не просрочен.

Так и получаются ранние поповские браки, а потом откуда-то случаются разводы. Потому что жизнь всегда сложнее православных благодушных схем «по благословению». А светская жизнь порой куда как честнее, интереснее и нормальнее жизни внутрицерковной. Уж кому, как не попам знать, что трудно найти более лицемерную и тошнотворную среду, чем внутриепархиальную, где многие клирики вынуждены на публику играть роль «духовных», а потом «оттягиваются» в миру при помощи денег, выпивки, дорогих машин, поездок за границу и прочих недуховных развлечений.

А всего-то — разрешить жениться после хиротонии (какая разница, начнешь ты спать с законной женой до или после возложения на тебя рук епископа?). Это помогло бы решить или хотя бы облегчить много проблем в поповской среде. И целибатов бы насильно не постригали (а они все равно потом в мир убегают), и разводов было бы меньше — потому что потенциальные матушки уже видели бы не розовую мечту с крылышками в виде будущего пастыря и себя рядом, а реального взрослого священника на реальном приходе — присмотрелись бы, хотят ли они вообще такую жизнь и такого мужа. Ведь не раз говорилось, что хиротония сильно меняет человека (одни уверены, что в сторону благодати вплоть до двух отверстий, другие — что в несколько иную сторону).

Но нет, предания старцев и старины глубокой — это святое, быстрее небо упадет на землю, чем разрешат такое. Да и в церкви знают «правильное» решение всех проблем в семейной жизни клира: как советует тот же протоиерей Лев Махно, для него «образ семьи священника — это когда батюшка и матушка прежде всего духовно вместе. Пусть утренние молитвы не получается вдвоем почитать, зато вечерние — всегда вместе. Это настолько благодатно, вы не представляете! Чувствуешь настоящее родство душ. А когда в семье царят любовь и вера, то мы видим совершенно другие результаты и в церкви. Такой священник будет заботиться о храме и будет созидать его».

Прекраснодушие и вера в розовых единорогов (в совместную вечернюю молитву и ее скрепоносность) разрушили больше церковных семей, чем «мирская жизнь». Но наши митроносцы и мироносицы никогда этого не признают — они лишь скажут в очередной раз: ты сам виноват.

Публикации | Ошибка? Четверг,10:00 0 Просмотров:52
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.