» » Несущий свою вину. Как пройти путь до конца

Несущий свою вину. Как пройти путь до конца

62

106

Пожалуй, самая сегодня популярная тема что в психологии, что в религиозной дискуссии — это испытываемое чувство вины. В психологии свои приемы работы с «виноватыми», а в церковной системе — свои. Но, как правило, приемы эти не могут объяснить всего, что происходит с человеком, или поправить положение виноватого.

Психология преуспела в том, чтобы снять часть проблемы с человеческого восприятия себя вечно во всем незаслуженно виноватым. Это правильно и хорошо.

А религия в лице некоторых религиозных фанатиков пытается насадить излишнюю вину на душу и плоть и без того страдающих людей, заставляя их каяться в том, чего они не совершали и не задумывали. Например, в том, что мы в ответе за казнь последнего императора.

Для меня проблема вины не в том, чтобы оправдываться и постоянно гнобить себя прошлыми винами, а в том, чтобы лучше понять себя и свои поступки. И тем самым правильнее научиться принимать то, что мне было послано как испытание, а не наказание. Если понимать христианство как исправление пути и следование за Христом.

Конечно, это самый трудный путь. А бессознательно мы пытаемся избежать непонятного и страшного. Трудного то есть. Нас пугает трагичность и самой жизни, и больше всего — неизбежное окончание этого пути.

Сейчас только прослушала музыку Шнитке к фильму «Осень» и написала вот такой комментарий: «Какая тревожная и трагическая музыка. Как жизнь. Как все, что в ней есть, было и будет…» И тут же получила ответ от тезки, которая запостила эту музыку и картинку к ней: «Скорее — предчувствие, философия любви, но не трагическая». Вот видите, как одно слово уже вызывает напряжение и диссонанс в общении. Люди избегают думать о том, что жизнь трагична и прекрасна одновременно. Это разделено в сознании.

А у меня — нет. Хотя пришла я к этому конечно не сразу, и не так уж легко и просто.

Так вот, возвращаюсь к чувству вины. Оно ведь связано с совестью, которая дает понять человеку, что он здесь, здесь и здесь был неправ, несправедлив, немилосерден. Разве плохо, что его совесть ему сама указывает на такие вещи? — Это полезно. Это делает человека более уязвимым, рефлексирующим, но и более тонким по отношению к другим. Внимательным и чутким. Хотя и менее радостным и беззаботным.

В юности все подчинено одному: властному желанию жить на всю катушку. Когда ты здоров и полон сил. Опять прибегаю к художественному фильму, который увидела недавно и была обрадована, что не пропустила его, хотя он почти мой ровесник. Картина так и называлась — «Во все тяжкие». Про девушку и двух юношей, которые заманили ее на остров, чтобы испытать с ней первую самую острую боль и радость расставания с девственностью. Там не было насилия ни с чьей стороны, но было вот это волнующее чувство утраты одного и обретения другого.

Мне фильм показался притчей. Потому что история закончилась трагически для всех. Погиб юноша, который неправильно понял ситуацию, в которой он оказался якобы обманутым своим близким другом.

Тут бы психология все всем объяснила и подсказала правильные ходы и выходы: нужно собраться, все обсудить, выяснить позиции и отношения, посмеяться, выпить и жить дальше. Но в жизни все бывает как раз наоборот. В этом ее неповторимость, индивидуальность и… трагичность. Для меня — прекрасная.

Потому что обратная сторона трагичности — это пошлость.

Вот тут я буду биться и стоять на своем. Хотя, зачем биться? — Просто так понимаю и чувствую.

Для меня в этом фильме главным увиденным и прочувствованным до конца было понимание каждым из трех оставшихся (там появился еще один герой, который и привел к развязке весь сюжет) своей вины во всем произошедшем. Все трое расстались до времени, когда встретятся уже совсем другими.

Им нужно пережить и свою вину, и свою боль. А кто избегает этого, тот неизбежно придет к пошлому выводу, что все пройдет и забудется, потому что никто не виноват. Так случилось.

Бежать от своей вины и жить с нею, пытаясь преодолеть боль и разочарование в самом себе, — не одно и то же. Можно, конечно, все забыть. Совесть тут не поможет. Ее можно глушить алкоголем, но это приведет к зависимости. Можно молиться и просить прощения, испытывая при этом раздражение и бессознательно избегая думать, что виноват на самом деле. Можно перенести на другого вину и пытаться на нем поставить эксперимент — он обидится или простит? Этим трем не у кого было просить прощения — погибший сделал свой выбор.

Самый простой выход из ситуации вины или обмана другого человека — устраниться. Порвать сразу и не думать. Но жизнь так устроена, что совесть будет доставать в любой точке планеты. Правильно — от себя не уйти. Так зачем уходить?..

Нужно пройти весь путь. Для начала: не оправдывать себя, но и не заниматься самосожалением под видом напускного трагизма. Пусть он будет естественным. Не пошлым. Пройдя его с таким вот чувством вины, которую он достойно переживает, человек обретает благородство. Он становится мудрым и счастливым от того, что выдержал. Он познает себя не через увлекательный мир приключений и забав, а через трагический, но благородный путь испытания себя и своей веры. Он не винит других и обстоятельства. Не мечтает о том, что вот если бы я не попал туда в это время, то все бы и не случилось. Не лукавит себе самому, что наказан ни за что, не злится и не проклинает судьбу. Он проживает и свою вину, и свою жизнь с ней. Не жалея того, что случилось. Но и не желая повторения пережитого.

Конечно, этот путь для избранных. Тех, кто верен и готов. Кто хоть и дрейфит поначалу, но уже не может повернуть назад. Иначе: хождение по кругу, пошлость из раза в раз, изматывающее похмелье без пробуждения.

Публикации | Ошибка? Пятница,8:55 0 Просмотров:27
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.