» » Проблемы пастырского служения в Симбирской епархии: лень батюшек, низкая дисциплина, церковные лавки в магазинах

Проблемы пастырского служения в Симбирской епархии: лень батюшек, низкая дисциплина, церковные лавки в магазинах

28

285

В своем докладе на прошедшем епархиальном собрании Симбирской епархии митрополит Лонгин (Корчагин) большую часть времени посвятил проблемам пастырского служения в вверенной ему епархии.

Митрополит отметил, что «во многих храмах епархии… сохраняется небрежное отношение к самому главному делу священника — богослужению»:

«По всем приходам епархии был разослан циркуляр о необходимости служения в дни наиболее почитаемых святых и икон Божией Матери, но он не всегда исполняется. Я вижу, что по какой-то неведомой причине в епархии нет должного отношения к престольным праздникам храмов, к местным святым и святыням. А если духовенство не считает эти праздники заслуживающими внимания — то и прихожане ничего о них не знают и не относятся к ним как церковному торжеству. <…>

В этом году, начиная с Великого поста, мы начали отправлять священников из городских храмов для совершения богослужений на некоторые сельские приходы, где священник является настоятелем по совместительству, с той целью, чтобы дать возможность людям принять участие в богослужении в самые важные дни церковного года.

При этом выяснилось, что некоторые батюшки приучили своих сельских прихожан ходить в храм сугубо в определенные дни, когда удобно самому батюшке. И тем самым — отучили от нормального, осознанного следования за церковным календарем, каждый период которого имеет глубокий христианский смысл.

К примеру, мы отправляем священников в села на Вербное воскресенье. Во всей Русской Церкви это один из самых любимых праздников, когда в храмах собирается годовой максимум прихожан.

Один из наших священников был направлен на этот праздник послужить на сельский приход. И когда он позвонил настоятелю по вопросу подготовки к службе, тот ему ответил: „Да Вы не приезжайте, все равно никто не придет“. И действительно, священник с певчим приехали к закрытому на замок храму, с трудом нашли какую-то женщину, которая вновь заявила: „Вы там идите, служите, а народу сегодня не будет — у нас службы нет в этот день“… Это же надо было суметь приучить прихожан к тому, что на Вербное воскресенье службы не бывает, и быть не должно?..»

Также митрополит указал, что в приписных храмах батюшки ленятся служить, а приезжают только ради треб:

«Совершенно неправильно приезжать на приписные приходы только с какими-то требами: освятить вербу, куличи, собрать записки. Спрашиваю в одном из таких храмов: „Батюшка бывает?“ — „Да, бывает“. — „Когда в последний раз?“ — „Да вот в том месяце“ — „А что делал?“ — „Проводил причастие“… Выясняю, что священник не служит ни литургии, ни обедницы, — а просто причащает тех, кто пришел.

Еще раз напоминаю: поездки священника в приписные храмы должны совершаться не для того, чтобы продать там свечки и собрать записки. Надо по возможности совершить литургию или обедницу, обязательно говорить с людьми о Христе, о Церкви, ответить на их вопросы, помолиться вместе с ними, помянуть их усопших родственников, помочь им подготовиться к Причастию».

Отметил митрополит и проблемы с «исполнительной дисциплиной» как среди благочинных, так и среди настоятелей. Например, на приходах наблюдаются проблемы с материально-техническим состоянием храма, правильностью ведения бухучета, юридической и кадровой документации:

«В этом году ревизионной комиссией епархии было проведено несколько проверок. К сожалению, впечатление от них печальное. И вы, наверное, заметили, что по результатам ревизий одни настоятели снимаются с должности, другим объявляются выговоры, которые по сути являются последним предупреждением.

В течение года уделялось особое внимание вопросу об организации и ведении бухгалтерского учета на приходах. Приход (монастырь, подворье) является зарегистрированным юридическим лицом. Согласно законодательству РФ, он обязан вести бухгалтерский учет, платить налоги и сдавать отчетность.

Епархией были организованы и проведены однодневные епархиальные курсы для бухгалтеров и настоятелей приходов. Однако после этого лишь 3-4 бухгалтера обратились в епархию за дополнительной информацией и показали проделанную работу. Остальные не изменили своего подхода, что подтвердили результаты ревизионных проверок. <…>

В 2021 году Управлением министерства юстиции РФ по Ульяновской области была проведена документарная проверка 2 приходов. Настоятелям было указано на необходимость кадрового оформления на приходах их самих и штатных священнослужителей. За несвоевременное оформление на организацию возлагается штраф до 100 000 рублей, а на должностное лицо до 50 000 рублей.

В епархию регулярно обращается Пенсионный Фонд подтвердить стаж из-за некорректного отражения сведений в трудовой книжке, или сами священнослужители обращаются в епархию с тем же вопросом, когда подходит время для начисления пенсии. Но получается, что стажа у них нет, потому что они не были оформлены на приходе», — отметил глава епархии.

Также митрополит указал на «очень важную проблему» — то, что «большинство сельских и районных храмов открываются только на богослужение. Остальное время храм закрыт. Это неправильно. Во всех районных центрах храмы должны быть открыты ежедневно хотя бы с 8 до 14, если нет богослужения. В дни богослужений время работы храма увеличивается. …

Даже городские храмы бывают закрыты днем, это никуда не годится. Так, на закрытых дверях храма Рождества Христова в Ульяновске наши сотрудники обнаружили записку: „При закрытом храме можно обращаться в трапезную или звонить по телефону…“».

Недоволен митрополит и «чудовищным количеством церковных лавок в магазинах Ульяновска»:

«Продолжалась в этом году работа по ликвидации лавочной торговли. Я уже говорил, что одним из моих самых ярких и неприятных первых впечатлений было чудовищное количество церковных лавок в магазинах Ульяновска. <…>

В лавках, которые принадлежали Богоявленскому храму с. Арское, шла самая настоящая пропаганда. Людям говорили, что тот, кто хочет спастись, обязательно должен ехать в Арское, что ни в какие другие храмы ходить нельзя — там все неправильно, что исповедь совершается только в Арском, и так далее. Так нельзя делать. Тем более, нельзя никогда зазывать людей к себе, оговаривая при этом другие храмы и священников. Кстати, скажу о совершенно неоправданной практике так называемых общих исповедей в Богоявленском храме с. Арское. Можно было понять святого Иоанна Кронштадтского, который проводил общую исповедь в Андреевском соборе Кронштадта, где собиралось от трех до пяти тысяч человек, — потому что даже десяток священников не мог бы поисповедовать такое количество народа. Или вспомнить общую исповедь в советские годы, когда один-два священника сбивались с ног, исповедуя на Страстной неделе тысячи людей, собиравшихся в единственный храм города. Но эта практика осталась далеко в прошлом. Зачем проводить „общую исповедь“ там, где собралось тридцать-пятьдесят человек и при этом длить ее полтора-два часа? Это совершенно неоправданно».

Напомним, что в том же докладе митрополит сообщил, что за последние два года пандемии количество прихожан в храмах епархии снизилось на треть, а ОПК выбирают в школах не более 32-34 % родителей. Пандемия ли тут виновата или в консистории нужно что-то подправить?..

Фото: mitropolia-simbirsk.ru

Публикации | Ошибка? Четверг,14:55 0 Просмотров:68
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.