» » Пять лет «Ахилле»: надежды и разочарования

Пять лет «Ахилле»: надежды и разочарования

21

156

Да, незаметно пролетело время, и вот уже нашему проекту пять лет.

Какие надежды и разочарования наши читатели и мы, редакция, испытали за это время?

В первые месяцы, может быть, год существования проекта у некоторых читателей были самые разные надежды. Одни считали, что «» устроит «пресвитерианскую революцию» в РПЦ; кто-то мечтал, что сейчас вот-вот шквал критики с нашего проекта чуть ли не сметет Систему РПЦ; другие думали, что «» занимается попыткой «оздоровления» православия внутри РПЦ, а кто-то наоборот — был уверен, что наш проект атеистический, ультралиберальный, за все плохое, против всего хорошего. Как это водится, многие в итоге разочаровались, потому что их надежды не оправдались. Но мы были и остались независимым проектом, не стремящимся удовлетворять чьи-то чаяния.

Единственное, на что мы, редакция, надеялись с первого дня работы проекта, — что на нашей площадке соберется много хороших умных и свободолюбивых авторов, которым «не все равно». С одной стороны, таких авторов за пять лет было много, и мы этому очень рады. С другой — к прискорбию или нет, тут вопрос спорный, — мы так и не смогли выйти на широкий уровень, наладить контакт с православной или околоцерковной общественностью. С консерваторами-мракобесами-патриотами нас сразу было не по пути, а с либералами-интеллигентами не заладилось по разным причинам. И мы сами не слишком были приветливы, признаем, да и либералы нас сразу же восприняли как покусителей на их сферу деятельности и влияния.

Да и вообще эпоха СМИ, особенно условно либеральных, в области православия как раз в это время стала заканчиваться, все пошло по пути дробления: кто-то создал популярные околоцерковные телеграм-каналы, кто-то стал зарабатывать имидж и донаты на ютуб-каналах, кто-то определил себя как единственного, великого и неповторимого церковного писателя и властителя умов… Так что вся условно свободолюбивая братия разошлась по своим углам да там и осталась, перетягивая одеяло на себя и фыркая на конкурентов. Как и в политике, либералы околоцерковные объединяться не умеют, тут правые, провластные деятели и СМИ дадут фору, надо признать.

Наверное, главной надеждой и разочарованием за эти пять лет стали священники. Сначала всерьез некоторые думали, что блестящие тексты «отца Олега», о. Дмитрия Терехина, «о. Пафнутия» — Олега Курзакова, Юрия Гурова, других авторов-клириков отличных анонимных и неанонимных исповедей-анкет чуть ли не устроят революцию в РПЦ. Мол, вот-вот подтянутся другие отцы, расскажут всю правду, голос духовенства обретет силу, соберутся поповские профсоюзы, и не за горами чуть ли не реформа РПЦ — архиереи поднимут лапки, соберутся соборы и…

Но наши умницы-батюшки, которые дерзали писать открыто, чаще всего уходили потом из РПЦ или из священства (или их «уходили»), устраивались в мирской жизни и переставали нам писать — и это хоть и грустно, но объяснимо и правильно — зачем мусолить прошлое и скучное, лучше идти вперед и жить свою новую интересную жизнь.

Анкеты анонимных священников тоже со временем исчерпали себя — на десятый-пятнадцатый раз становилось понятно, что везде, во всех епархиях все одно и то же.

Известные же публичные священники, умные и либеральные, не рискнули с нами сотрудничать открыто, даже перепубликация их текста из фейсбука пугала батюшек — вдруг кто подумает, что они за нас. Хотя в душе и в личной переписке такие отцы нас поддерживали, но… публиковаться шли на Правмир или Радио Радонеж, это намного безопаснее в глазах церковного начальства.

А другие священники РПЦ постепенно перестали нам писать — видимо, некоторым стало гораздо интереснее тусить на помойке в ЖЖ у Калаказо, заниматься анонимно внутриепархиальными разборками, сплетнями и клеветой — с матерком, гоготом и хохотом, издевками, грязными кликухами в адрес архиереев и собратьев. Ну, кому-то такая «свобода» по душе, но лично нам такие «отцы» противны.

Поэтому мы отныне раз и навсегда закрываем рубрику анонимных текстов священников. Нет, конечно, можно побогословствовать или обсудить какую-то тему у нас священнику анонимно, даже анкету заполнить (но только при условии раскрытия своей личности редакции), но больше никаких анонимных «разоблачений», касающихся конкретных епархий, архиереев или других священников. Или выступайте открыто под своим именем и отвечайте за свои слова, или идите… сплетничать куда подальше.

Другая же проблема — в последнее время открыто стали выступать священники нового типа, которых хочется назвать «клоуны», или «хайпожоры».

Сначала эти священники проявляются вроде как гонимые борцы за свободу слова, к ним проникается симпатией аудитория, а потом эти «отцы» начинают паясничать. Одному понравилось корчить из себя «служителя бунта», другой разыгрывает карту «навальниста», одновременно занимаясь доносами на собратьев, третий сутяжничает то с министром обороны, то со «Спасом»…

И получается, что одни священники, анонимы-гопники, резвятся и глумятся, превращая все в «калаказовщину», а другие, неанонимы, — выпрашивают славы в СМИ, чтобы потом получить с этого какие-нибудь дивиденды.

Третьи же попы пасутся на «Спасе», обслуживая идеологию патриархии и Кремля, а четвертые, подавляющее большинство, закрыли рот навсегда и открывают его только для чтения молитвы кадила и произнесения никому не нужных проповедей…

В общем, с одной стороны, ахилловские священники были нашей находкой — умные, трезвые, благородные люди, и мы желаем им счастья в их жизни вне РПЦ (или в РПЦ, тем, кто еще задержался). Но с другой, жанр священнического текста на , к сожалению, практически умер. Может, я ошибаюсь, и кто-то из священства еще проснется, посмотрим.

Наверное, главный проект и вообще главная «фишка», бренд «» — это «Исповедь анонимного…».

Тут тоже были свои надежды и разочарования. Разочарованием стали проекты «исповедь семинариста», «матушки» — пара-тройка неплохих материалов, и больше почему-то не нашлось новых интересных авторов.

Исповеди монашествующих были гораздо глубже и интереснее, тут мы открыли несколько отличных авторов, достаточно назвать Монахиню L. — Ольгу Прядкину и Сестру Люк. Но продолжения тоже что-то не видать, новые авторы не подтягиваются.

А вот, наверное, лучшие тексты у нас вышли в рубрике «Исповедь ухожанина», где авторы-«бывшие» смогли проанализировать свой церковный путь и выход из него.

В принципе, то, ради чего работал наш проект эти пять лет, сконцентрировано в наших книгах — сборниках лучших текстов, особенно в двухтомнике «Христос или Кронос? Церковь или Система?». Мы сомневаемся, что где-либо еще есть такая серьезная подборка качественных личных историй о жизни в РПЦ.

И вроде как бы «» свою задачу выполнил, собрал и хороших людей, и хорошие тексты за пять лет, и можно было бы сдать проект в архив, оставив библиотеку. Тем более, что нас, обоих редакторов — Алексея Плужникова и Ксению Волянскую, — религия вообще уже не интересует никак. Но все же мы еще поработаем, потому что то и дело добрые люди пишут добрые слова в адрес проекта, говорят, что «» нужен, помог разобраться в себе, понять, что они не одиноки в своих поисках, надеждах и разочарованиях.

Мы со своей стороны надеемся, что наша площадка поможет еще и тем людям, которые только собираются рассказать свою личную историю поиска Бога или потери веры, входа или выхода из РПЦ, или какую-то еще важную для себя историю. И тут мы рады всем: православным, неофитам, «опытным», «бывшим», клирикам, монахам, католикам, протестантам, атеистам, агностикам, просто умным авторам.

Так что — поскрипим еще немного, а там посмотрим.

Спасибо нашим авторам, читателям, друзьям, тем, кто поддерживает нас каким-либо способом. Спасибо, что вы пока с нами и даже дочитали этот, слегка депрессивный, текст до конца.

Фото Дитриха Липатса, надпись на английском: «Я не вернусь!»

Публикации | Ошибка? Среда,8:00 0 Просмотров:40
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.