Время Антихриста?

11

36

Из фейсбука философа Михаила Эпштейна:

У Достоевского в главе о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» есть пророчество, до понимания которого мы только сейчас дорастаем. И можем соотнести с новейшей реальностью, с той государственной и даже милитаристской ролью, которую берет на себя церковь.

По логике Инквизитора выделяются три стадии в истории христианства. Сначала оно распространяется среди народов. Потом против него начинается великий бунт — во имя науки, материализма и атеизма, во имя сытости и власти. Великий Инквизитор обращается к безмолвному Христу:

«…Пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. „Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!“ — вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против Тебя и которым разрушится храм Твой. На месте храма Твоего воздвигнется новое здание, воздвигнется вновь страшная Вавилонская башня, и хотя и эта не достроится, как и прежняя…»

Эту вторую стадию мы уже прошли в ХХ-м веке: разрушение христианской церкви и стремление воздвигнуть на ее месте новую вавилонскую башню, штурмовать небо с земли: коммунизм, материализм, атеизм. Вспомним хотя бы проект грандиозного Дворца Советов высотой почти в полкилометра на месте взорванного в 1931 г. Храма Христа Спасителя. Эта вавилонская башня, как известно, осталась не достроенной, утопия разваливалась по мере своего воплощения. На ее месте остался огромный котлован, заполненный водою, — бассейн «Москва».

А дальше начинается самое интересное, свидетелями чего приходилось быть в последние 30 лет. Та самая церковь, гонимая, почти уничтоженная, возрождается — и уже притязает на построение своего земного царства:

«…К нам же ведь придут они [люди], промучившись тысячу лет со своей башней! Они отыщут нас тогда опять под землей, в катакомбах, скрывающихся (ибо мы будем вновь гонимы и мучимы), найдут нас и возопиют к нам: „Накормите нас, ибо те, которые обещали нам огонь с небеси, его не дали“. И тогда уже мы и достроим их башню, ибо достроит тот, кто накормит, а накормим лишь мы, во имя Твое, и солжем, что во имя Твое».

Значит, именно церковь, возглавляемая Великим Инквизитором, достроит ту башню, которую не сумели возвести атеисты и коммунисты. По Достоевскому, открытое низвержение Бога — это лишь пролог к гораздо более утонченному искусству Его подмены, когда Вавилонская башня будет строиться на фундаменте самой церкви, ее покровителями и предстоятелями. То самое фарисейство, с которым враждовал Христос, теперь возрастает на почве самого церковно-государственного христианства.

Если в более ранних сочинениях Достоевского, «Записках из подполья» (1864) и «Бесах«(1871), «хрустальный дворец будущего» выступает как мечта убежденных атеистов и революционеров, типа Чернышевского, то в «Братьях Карамазовых» Достоевский глубже проникает в тайну грядущего Антихриста: он придет из христианской среды, из логики развития христианской церкви и христианского государства и будет пасти народ от имени Христа. Поразительно, что в самой легенде о Великом Инквизиторе это завершение истории отнесено к периоду, следующему за крахом социалистических идей. Теократия, точнее, ее лжеподобие придет на смену атеизму. Сначала победят революционеры-безбожники, но они не сумеют накормить народ. Вавилонская башня достроится до конца, когда гонимые выйдут из своих катакомб и получат полную власть возводитъ «царство Божие» на земле.

Вот с этого момента, когда начнут насыщаться, обогащаться, строить не только храмы, но и собственные хоромы «во имя Христа», — и начнется, по Достоевскому, настоящее царство Антихриста, а безбожное государство социалистов было к нему только преддверием. Атеизм — царство насилия, откровенное в своей ненависти к Богу, но это еще не царство лжи и подмены, которое будет воздвигнуто именно как церковь, пасущая народы именем Божьим, — «во имя Твое, и солжем, что во имя Твое». Ибо, по словам Великого Инквизитора, обращенным к Христу, «мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна!» С ним, т. е. с тем, кто искушал Христа в пустыне.

Если Сатана был первым бунтарем против Бога, то он же в образе Антихриста выступит как Его лжеподобие в конце времен. Новая стратегия Богопротивника — не восстание, а уподобление Богу:

«…Человек беззакония, осужденный на погибель… Он даже займет место в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога» (2 Фессал., 2:4).

Тогда становится ясен и смысл атеистического беснования народов: не просто обман, а обман ради пущего обмана. «Вот где Сатана, — скажут люди, опомнившись от революционного буйства, — это он хулил имя Божье, а мы пойдем к тем, кто славит Его». И тем вернее, проклиная свое прежнее безбожие, они доверятся тому, кто говорит теперь от имени Бога. Властолюбие, корыстолюбие, инквизиторство, милитаризм — и все это под прикрытием самого елейного и келейного благочестия.

***

Особенно выделяется трогательное содружество новейшего священноначалия с оружием массового уничтожения.

У ядерного оружия в России, в частности, у ракет Р-36М, «Сатана» в классификации НАТО, по благословению православной церкви появился небесный покровитель — великий русский святой Серафим Саровский. Это самые мощные изо всех ядерных межконтинентальных баллистических ракет и, как грозно обещает российский ресурс, «на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад». Быть может, не случайно, а «промыслительно» «Сатана» производится тем Федеральным ядерным центром России, который был построен на месте Саровской пустыни, где подвизался святой Серафим. Главные соборы Саровской пустыни взорвали еще в начале 1950-х. Зато сам святой с 2007 г. объявлен небесным покровителем ядерного оружия и его воинства. В связи с чем Федеральный ядерный центр в Сарове (засекреченном ранее под названиями «Арзамас-16» и «Кремлев») закупил большую партию икон с ликом святого. Ядерный центр располагает штатом в десятки тысяч служащих и самым мощным в России суперкомпьютером, обслуживающим, в частности, и комплекс Р-36М. Так что глубинная взаимосвязь теологии и технологии ада подкрепляется совмещением святой обители с ядерным центром.

В 1891 г. Константин Леонтьев предрек, что Россия «лет через сто» родит Антихриста. Достаточно взглянуть на освященный в 2020 г. Главный храм Вооруженных сил РФ под Москвой, чтобы почувствовать тревогу — не храм ли это того, кто «займет место в храме Божьем»? Храм выглядит устрашающе и внутри, и снаружи, в его окраске золотое еле пробивается сквозь сумрачно-зеленое, цвета то ли тины, то ли хаки. В храме четыре придела, и каждый посвящен какому-то святому и одновременно какому-то виду оружия. Так, Святая Варвара Великомученица назначена покровительницей Ракетных войск стратегического назначения. Почему именно Великомученица? — не потому ли, что стратегические ядерные силы причиняют наибольшие мучения своим жертвам?

Среди главных реликвий Храма вооруженных сил, как ни странно, — костюм и фуражка Гитлера. Шизофреническая черта: память фюрера почитается в храме Победы над фашизмом… Но «зверь из бездны», который теперь готов наброситься на весь мир, посильнее Гитлера, — у него в руках ядерная бомба. И даже если он проиграет войну, то может покончить не с собой, а с жизнью на земле, — выстрелом не в себя, а в планету. При этом он, так сказать, человек церковный: исправно стоит по большим праздникам на службах, благочестиво осеняет себя крестом, лобызается с патриархом, посещает святые места на Афоне и на Валааме, выступает как покровитель всех «священных традиций»… Антихрист приходит после эпохи безбожия и не разрушает храмы, а занимает свое место в них. В этом предсказании Достоевский перекликается с Посланием ап. Павла.

Публикации | Ошибка? Четверг,6:00 0 Просмотров:127
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.