» » Станислав Кучер: Нет «избранных», «плохих» или «хороших» народов, государств или национальностей

Станислав Кучер: Нет «избранных», «плохих» или «хороших» народов, государств или национальностей

7

216

Из телеграм-канала российского журналиста Станислава Кучера:

О переживаниях по поводу национальности и гражданства

Не думал, что весной 2022-го года буду повторять вещи, которые кажутся очевидными с детства, но, судя по тому, что читаю в соцетях, даже очевидное не лишне проговаривать. Особенно сейчас.

Постоянные читатели в курсе, специально для новых напишу: мое сердце с украинцами как минимум с 2014-го, тем более оно с ними сейчас, когда Путин развязал самую преступную войну в истории России. Я восхищаюсь мужеством и стойкостью Украины как нации, считаю границы Украины незыблемыми и радуюсь, когда вижу украинский флаг, где бы он мне ни встретился. Путина и его «вертикаль» я критиковал на всех доступных мне площадках с осени 1999-го, задолго до первого украинского Майдана. За возможность говорить все, что думаю, я во всех смыслах дорого платил, ни разу об этом не жалел и не пожалею.

Точно так же свободно и прямолинейно я не раз высказывался о тех человеческих качествах молчаливо-послушного большинства моих соотечественников, на которых так удачно сыграл Путин, доведя Россию до того состояния, в котором стала возможна нынешняя война. Вероятно, за такие высказывания «Царьград» давно включил меня в свой знаменитый список «русофобов», а особо «патриотически» настроенные комментаторы постоянно записывают чуть ли не в агенты мирового империализма.

Напомнив все это, хочу артикулировать несколько принципиально важных тезисов — для всех, кто переживает сейчас смешанные чувства (от боли и стыда до презрения и ненависти) по поводу чьей-либо национальности или гражданства.

Первое. Я полностью принимаю понятие коллективной ответственности, но не признаю понятия коллективной вины. При этом оптимальным применительно к разговору об ответственности я считаю буддийское понятие «коллективной кармы», то есть причинно-следственной связи между поступками одной группы людей и положением, в котором в результате оказалась другая, куда более многочисленная группа. Невиновные должны быть готовы к ответу за тех, кто виновен — в этом суть коллективной кармы.

На 77-летней художнице Елене Осиповой, которая регулярно устраивает антивоенные пикеты в Питере, за что ее оплевывает пропутинская толпа, нет никакой вины за преступления режима или той самой толпы. Но если она, к примеру, окажется в Милане, который сделал ее почетным гражданином, и там, услышав, как она говорит по-русски, на нее накричит мать погибшего в Буче ребенка, это будет проявлением той самой коллективной кармы. При том что именно осознание коллективной ответственности выводит на улицу и ее, и тысячи смелых и самоотверженных россиян.

Второе. Утверждать или громко думать, что российский/русский народ исторически обречен, или что это народ-урод, генетически народ-стукач, народ-насильник и так далее — значит быть жертвой точно такого же нацистского/мессианского мышления, как и те, кто открыто утверждает или громко думает, что российский/русский народ — народ-богоносец, носитель особого генетического кода, исторически призванный выполнить уникальную цивилизационную миссию.

Нет «избранных», «плохих» или «хороших», «успешных» или «обреченных» народов, государств или национальностей. Есть народы и государства, в которых на определенном историческом отрезке по определенным причинам восторжествовали носители определенных идей и человеческих качеств, которые сами по себе не имеют ни национальной, ни тем более государственной принадлежности.

Глупость, подлость, трусость, продажность, фашизм, мудизм. У этих понятий нет и не может быть национальной принадлежности, как нет ее у гениальности, порядочности, бесстрашия, честности и любых «измов», которые вам больше нравятся. В 30-х годах большинство немцев стали фашистами (активными или пассивными) — факт. Но этот факт не означает, что немцы более склонны к фашизму, чем итальянцы, вьетнамцы или танзанийцы.

Третье. «Русский», «украинец», «американец», «немец» и т.д. — это не приговор и не благословение, это просто рубашки, в которых мы родились. Как и в случае с полом, цветом кожи или размером кошелька родителей, не мы делали выбор, кем, в какой семье и стране появиться на свет, а потому я, например, не испытываю никаких сильных чувств — ни негативных, ни позитивных — по поводу моей национальности и гражданства в принципе. Я радуюсь или огорчаюсь, когда делаю что-то хорошее или не очень, я несу ответственность за решения, которые принимал, когда начал думать своей головой, но не «парюсь» по поводу того, что было написано в моем свидетельстве о рождении.

Я люблю русский язык, мне нравится его мелодика и богатство, я с радостью учил ему друзей-иностранцев, но мне никогда не придет в голову испытывать гордость от того, что я на нем разговариваю, равно как от того, что Россия — родина Толстого, Чехова, Суворова, Путина или Бабы Яги. Не я придумал русский язык, не я повлиял на формирование «Толстоевского», не я подсказал Циолковскому идеи освоения космоса. Точно так же я не буду испытывать чувство вины из-за социальных экспериментов, военных авантюр и прочих — вот тут извините мой русский — факапов моих предков или соотечественников, к которым я не имел никакого отношения.

Видя кадры последствий военных преступлений в Украине, я испытываю и боль, и стыд и эмоции похлеще, совсем не буддийские. Но эти эмоции касаются конкретных поступков конкретных людей (точнее, нелюдей), тех, кто за ними стоит, тех, кто сделал это возможным, кто готов это оправдать — но не всех русских или россиян. Так же, как, когда я захожу в музей войны в Сайгоне и вижу фото последствий ковровых бомбардировок вьетнамских деревень, я испытываю очень простые негативные эмоции по отношению к американским летчикам, бомбившим Вьетнам, и политикам, отдававшим преступные приказы, но они не распространяются на всех американцев.

Может, не все поймут, но еще в такие моменты мне больно и стыдно за землян и вселенский разум в принципе, поскольку военные преступники — часть одного организма под названием «гомо сапиенс».

Изучать уроки истории своей страны, ее культуру или антикультуру, применять эти знания на благо современников и потомков — необходимо. Переживать сильные чувства от ассоциирования себя с ней — нелогично, глупо, опасно. Что не раз доказала мировая история и прямо сейчас доказывает история российская.

Четвертое. Единственное время, когда гордость от принадлежности к национальности, народу или государству есть чувство оправданное и должно максимально поощряться — когда эта национальность, народ или государство ведет войну за свою жизнь и свободу с захватчиками. Поэтому повторю сказанное в начале: я радуюсь, когда вижу флаг Украины. Потому что сейчас именно этот флаг стал символом борьбы со злом. В то время как российский триколор, увы, стал символом того самого зла.

Не рвать на себе волосы от того, что я русский, мне помогает осознание того, что это — именно символы. Выбор, с кем я, остается только за мной. Переживать имеет смысл по поводу того, что ты делал и делаешь, или того, чего ты не делал или не делаешь. Но не по поводу того, где ты родился или что написано в твоем паспорте.

Иллюстрация: художница Елена Осипова на антивоенной акции 24 февраля 2022 г.

Публикации | Ошибка? Понедельник,18:55 0 Просмотров:62
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.