» » «И кто тогда из нас монстр?» Уроки фильма «Игрушка» (1976)

«И кто тогда из нас монстр?» Уроки фильма «Игрушка» (1976)

8

152

В последние недели, чтобы поддержать психику, пересматриваем старые добрые фильмы. Вот и хорошо известный многим еще с советских времен французский фильм 1976 года «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли как нельзя кстати оказался.

Помните суть истории: сын богача, владельца журнала, по прихоти и назло папочке купил в магазине… журналиста, сотрудника папаши.

В один момент главный герой (Пьер Ришар) облегченно говорит:

— Когда я был сотрудником, главным для меня было молчать и бояться. А сейчас я никто, игрушка — зато могу говорить, что хочу!

А в конце фильма есть еще такой эпизод: богач, «мсье президент», говорит главному редактору журнала: разденьтесь догола и пройдитесь так по редакции. Тот таращит глаза, бледнеет, но начинает раздеваться. Президент его останавливает:

— Вы что делаете?

— Ну вы же попросили меня раздеться…

— И что? Вы так и пошли бы по редакции голым? И кто тогда из нас монстр: я, который предложил раздеться, или вы, готовый с голым задом идти?

Все это мне очень напомнило современную ситуацию с РПZ. Можно еще понять священников, которые «сотрудники журнала», то есть епархии, обременены семьей, кучей детей, кредитами, ипотеками, ничего другого, кроме кадиломахания не умеют, поэтому они молчат по поводу войны, боясь оказаться на улице безработными.

Но Z-архиереи не напоминают даже главного редактора того журнала: ведь и редактор — тоже «игрушка» президента, и у него семья, проблемы и ему тоже не хочется быть безработным, тем более ему есть что терять — статус, высокий доход, положение в обществе. Но Z-архиереи переплюнули этого редактора: сомневаюсь, что президент РФ или его помощники держат нож у горла каждого иерарха и велят раздеваться догола и нести тот геополитический бред про Украину и войну, который они несут не только в интервью или беседах, но и прямо с амвона.

Казалось бы, ну прикинься молитвенным дурачком, мол, глуп, ничего не знаю и сказать не умею, окромя богослужения и Евангелия. Ну не можешь выступить против, но ведь можешь благостно закатывать глаза и вещать о посте, добродетелях, евангельских текстах, праздничках — ну, все как обычно и привычно, хотя бы из циничного принципа «а неизвестно куда ветер подует завтра». Ведь за это не казнят, не сошлют на Колыму, не лишат дохода или епископского сана, ведь нет ни кредитов, ни детей (ну, у большинства хотя бы), даже если в крайнем случае на покой отправят — так то настоящий покой, на полном обеспечении и никакой головной боли.

Но нет: толкаются локтями, лезут и повторяют взахлеб всю нелепейшую лживую госпропаганду, «христианские» типа-пастыри трещат как попугаи-Zамитрополиты о необходимости крови, потому что, мол, иначе никак.

Повторюсь: еще можно с натяжкой понять тех, кто выслуживается, хочет получше места, послаще кусок выпросить у господина, но ведь большинство уже достигли своего максимума — они главы митрополий, дальше возможно только патриаршество, но и оно одно на всех да и то в туманной перспективе, а то и в кармане у Гоши Шевкунова…

Нет, тут что-то внутри, что-то сущностное, присущее, какой-то неугасимый зуд, велящий стать «первым из учеников». Есть тут поле исследований для антропологов, религиоведов и просто психиатров.

***

Есть в том фильме и другие актуальные мотивы. Например, журналисты, которые молчат и отворачиваются, когда без причины, по прихоти увольняют одного из них, но когда дело доходит до них самих — митингуют, обращаются в профсоюз и жалуются на несправедливость.

Или когда главный герой и сын богача создали журнал, а там статья: «Шесть тысяч сотрудников президента — шесть тысяч его игрушек». И в журнале все сотрудники читают это, но когда пришло начальство и прицыкнуло — все поджали хвосты и побежали работать дальше… Ну разве это истории не про клириков РПZ? Ровно про них.

Радует, правда, что время от времени мне сообщают, что отдельные хорошие, совестливые отцы не выдерживают всего этого Zоопарка и вместо бунта просто уходят за штат, чтобы не позориться, не быть в одной лодке с РПZ. Ну хоть так, потому что лучше быть никем, но с честью, чем молча унижаться за деньги и бегать с голым задом перед людьми.

А иерархи РПZ — пусть продолжают свои пляски, задравши рясы выше головы и побрякивая панагиями. Сейчас их время. Время злобных шутов, опьяненных геополитическим дурманом.

***

Некоторые говорят: «молчанием предается Бог». Нет, молчанием предаются люди. Трусость и молчание многих только воодушевляет негодяя и насильника творить большее зло, потому что никто не смеет возразить, и у негодяя появляется комплекс бога — ему все можно, ведь молчание — знак согласия.

P.S. Простите, каюсь, обещал забыть про РПZ, но срываюсь постоянно, многолетняя зависимость быстро не отпускает. Нужна детоксикация и деРПZация в стационаре.

Иллюстрация: кадр из фильма. Так совпало, что актер Мишель Буке, сыгравший президента-богача (на фото слева), умер накануне написания этой колонки, 13 апреля 2022 г., в возрасте 96 лет

Публикации | Ошибка? Пятница,8:00 0 Просмотров:57
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.