» » Православие и ванильная любовь

Православие и ванильная любовь

50

62

Я имею некую слабость следить за тем, что пишут те или иные православные «блогеры», когда-то их было много в инстаграме, а теперь большинство из них осваивает телеграм. И среди тем, о которых они рассказывают, центральное место занимает тема «любовь».

В основном про нее пишут женщины, но и мужчины не отстают. И у всех них любовь к ближнему — это набор каких-то ванильных чувств, которые должны непременно возникнуть при виде ближнего, если ты православный. Ведь это Бог велел в конце концов! Но что именно велел Бог, а что мы сами себе придумали на основе разных высказываний типа «радость моя, Христос Воскресе»? Попробую провести небольшое исследование на тему «Библия о любви к ближнему».

«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим“ — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22.35-40) Тут действительно Христос говорит, что любовь к ближнему является второй важнейшей заповедью в Законе. Про любовь к ближнему Спаситель взял слова из Левит 19.18: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]».

Не буду приводить всех цитат толкователей, которые единодушно утверждают, что эти две заповеди находят свое раскрытие в Декалоге Моисея. Первые четыре заповеди там говорят о любви к Богу, а остальные шесть — о любви к ближнему. Поэтому самое время заглянуть в книгу Исход. Исх.20, 12-17 четко нам говорит о том, как же нам надо любить наших ближних: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

В начале речь идет о родителях, и заповедь говорит о том, что за ними надо ухаживать, когда они состарятся и не смогут себя обслуживать. Я не буду здесь долго рассуждать о том, откуда я это взял, это тема отдельной статьи. Просто давайте пока примем это как данность.

Но что дальше? Как еще надо любить ближнего? Нельзя его убивать, лишать жизни. Нельзя у него ничего воровать, его имущество неприкосновенно. Нельзя спать с его женой, потому что она его жена, и этот выбор ценен. Нельзя произносить ложного свидетельства на него, правда и только правда о своем ближнем. Наконец, нельзя даже желать его имущество, потому что оно принадлежит ему. И все эти заповеди именно о любви к ближнему. Любовь проявляется не в ванильном восторге, не в бабочках в животе, не в соприкосновении с тайной другой личности, а лишь в том, чтобы его не убивать, не грабить, не приносить лжесвидетельства.

Интересно почитать продолжение этого законодательства, книга Исход, 21 и 22 главы. Вот выдержки оттуда: «Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его». Исх. 21, 33-36 Речь всего лишь о животных, и как вести себя с ближним, что все было по любви в случае вот таких происшествий. Вся любовь к ближнему укладывается в рамки таких отношений.

Наверняка все скажут, что это Ветхий Завет, а у нас Новый, у нас все духовно. Давайте посмотрим. Евангелие от Матфея, Нагорная проповедь: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44). Речь идет о том, чтобы и к врагу относиться так же, как и к ближнему. Так же нельзя убивать врага, воровать у него, прелюбодействовать с его женой, приносить ложное свидетельство на него и желать его имущество. Правда, все это сложно? Или все находится в рамках современной нормальной жизни? Или же здесь о каком-то виртуальном отвержении себя и своих греховных желаний и воли? О какой-то непонятной православной ванили с примесью психологии?


Один из многочисленных примеров ванильного православия

Давайте вернемся к исходному тексту: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.40). Все то, что указано в 10 заповедях Моисея сюда относится прямым текстом. Я хочу, чтобы меня убили? Нет? Тогда и других не надо убивать. Я хочу, чтобы у меня угнали машину? Дали против меня неверные показания в суде? Завидовали моему ремонту в квартире или кто-то соблазнял мою жену? Нет?! Так и я не должен так делать другим, всего лишь! Нет тут речи о том, что ради ближнего я должен разбиться в лепешку и бежать исполнять его хотелки. Или что кому-то должен уделять внимания больше, чем себе.

Далее тему любви раскрывает апостольский собор в Иерусалиме, в его резолюции это звучит так: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15,29). Здесь то же самое, только в обратной последовательности. Я не должен делать окружающим то, чего не хочу, чтобы они сделали мне. Не прокалывать шины в автомобиле, не гадить под дверью, не воровать. Простые на самом деле вещи, которые спустя 2000 лет после пришествия Христа кажутся нам чем-то само собой разумеющимся. И поэтому мы сейчас ищем каких-то сложных непонятных путей.

И последнее, гимн любви у апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13. 4-8). Звучит это безусловно красиво и возвышенно. И казалось, вот она — настоящая, возвышенная любовь к ближним. Но если чуть-чуть соотнести это с Декалогом Моисея, то связь здесь самая прямая. 10-я заповедь — и «любовь не завидует, не ищет своего». 9-я заповедь — и «любовь не радуется неправде, а сорадуется истине». 6-я заповедь — и «любовь не мыслит зла».

Не требует от нас Бог каких-то недостижимых вещей, о которых так любят у нас говорить. Любовь к ближнему проявляется во вполне нормальных адекватных вещах, без психологических изысков.

  • Гламурные священники и фейковые христиане с их фейковым Господом
  • Как стать знаменитой православной инстаматушкой
  • Духовные опасности потребительского общества
  • «Что этот нигер себе позволяет?», или О взаимоотношениях настоятеля и хамовитой церковной бабки
Публикации | Ошибка? Вторник,6:55 0 Просмотров:96
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.