» » Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

51
Об особенностях топонимики Северо-Запада России, или Почему слово «ямщик» не тюркского, а финно-угорского происхождения …
Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

Посвящается малым финно-угорским народам


                                 Ленинградской области        


История нашей страны отображается и в её топонимике, и в топонимике
Северо-Запада России, в которой отпечатались очень многие духовные и
материальные мировые культуры и процессы. Обратим внимание на одну важную топонимическую
проблему Ленинградской области. Более всего в нашей области отпечатались
славянская и русская языческая и православная культуры и угро-финская языческая
и православная культуры.


Одна топонимическая проблема, не разрешённая до сих пор,
заключена в топонимах, включающих в себя формант «ям»: Ямбург, ям-Ижора, ям-Тёсово,
Ямсковицы, Ямская слобода, Ямок, Грядовский Ям (существовавший недалеко от имения
Рождествено). На старых картах нашей области можно найти ещё большее число
топонимов с «ям».


Топонимы с формантом «ям» встречаются и на Псковщине:
населённые пункты Ямм, Ям, Ямище, Ямкино, Ямниково, Ямно, Ямок и Ямы.


В эстонском языке также бытуют слова и понятия с формантом jaаm (яам) - станция,
bussijaam - автовокзал,
raudteejаam -
железнодорожный вокзал.


Поиски Ямов и ямов в других областях России и ближнего
Зарубежья принесли тоже не малый «улов». В Ярославской области был найден
Гаврилов-Ям; на севере России - полуостров Ямал и ещё несколько топонимов в
Ямало-Ненецком А.О.: Надымский район - пос. Ямбург, Приуральский район - пос.
Ямбура, Шуширский район - деревня Ямгорт. В Магаданской области существует до
сих пор посёлок Ямск. Кроме того, на Украине были найдены два Ямполя, один - в
Винницкой области, а другой - в соседней.


Более кучно и в наибольшем объёме слова с формантом «ям» на
Руси и в России встречаются в землях бывшей древней Руси-Гардарике, там, где
ордынцы либо совсем не показывались, либо бывали очень редко, как и в землях
Ямало-Ненецкой АО.


Официальная же гуманитарная тюрко-лингвистика ведёт начало
обозначенным выше словам и топонимам от татарского или чагатайского слова
«дзям» - дорога. Согласно тюркским представлениям «ям» - это почтовая станция и
почтовые лошади. Ямы в указанных смыслах как будто были учреждены в период
Золотой Орды для связи с ордынскими окраинами. Эта сугубо гуманитарная историческая
трактовка вызывает ряд вопросов.


1. Жители Ямало-Ненецкой А.О. вместе с пос. Ямбург, Ямбура и
Ямгорт не являются и не являлись тюрками, и их языки относятся к уральской
подгруппе угорской ветви финно-угорских языков. Какими тюркскими и
лингвистическими предположениями можно объяснить руководящий и геополитический
интерес ордынцев в 12-13 веках и раньше к ненцам и их землям за Полярным
кругом? Может быть, уже тогда у пассионарных татаро-монголов появился геополитический
план по освоению нефтегазоносных пластов на Ямале и его окрестностях?


2. Система Ямов на определённой территории, которую ямы
занимали, очевидным образом ускоряет и повышает качество информационного обмена
между населёнными пунктами, а через это улучшает параметры управления на
территории, охваченной ямами. Возникает вопрос: «Почему на землях, которые
занимали в средние века тюркские народы, образовавшие этнический костяк Золотой
Орды: те же татары, чагатайцы, кыргизы, монголы; не сохранилось следов от Ямов?»
Указанным тюркам проще воспринять систему ямов и понять их выгоду, основанную их
предками на их культурных понятиях и их словах, чем, например, жителям Псковщины,
Водской пятины, Эстонии и ненцам за Полярным кругом. Однако на территории проживания
указанных тюрков в Предуралье и в южной Сибири нет топонимов, говорящих о
существовавших ранее там ямов. Получается, что культурную пользу от системы
почтовых ямов способны понять и общественно полезно использовать только
прибалтийские финно-угры, приуральские заполярные угры и славяне Руси?


3. Утверждать, что для золотоордынских ханов более важной была
быстрая связь с псковичами, эстами, водью, ижорой-изури, чудью и весью, чем с
башкирами, татарами, чагатайцами и кыргизами, серьёзных оснований нет. Хотя бы
потому, что ни Псковщина, ни Водская пятина, ни Эстония не были покорены Ордой.
Исторически самым татаро- и ордыно- содержащим местом в Прибалтике была Литва,
там ещё в советские времена проживала большая колония тюрков-караимов численностью
до 20 000 человек. Но в Литве следов ямов-дзямов не найдено.


В 13-м веке общение ордынцев с Европой не ограничивались
одной Литвой. Активные их общения происходили также с Польшей и Италией. С
Польшей - на базе её желания использовать ордынцев против Руси, а с Италией - на
почве привязанности сторон к работорговле. Ордынцы продавали русских рабов,
которые у итальянцев назывались «белыми рабами». Но ни в Польше, ни в Италии
следов ордынской системы почтовой связи и дзямов-ямов не обнаружено.


4. Исторически сложилась весьма странная ситуация: там, где
в руках у тюрков были весомые языковые и культурные козыри для
совершенствования системы управления и системы ямов, их не было обнаружено. А
там, где не было ни тюрков вместе с их козырями, ни культурного общения
местного населения с тюрками-ордынцами, там наличествуют системы ямов, сохранившиеся
до наших дней и оставившие свои весомые свидетельства, в том числе и в топонимике.
Понятно, что для того, чтобы один народ заимствовал что-то общественно важное у
другого народа, не достаточно один-два раза увидеться и соприкоснуться друг с
другом. Для этого необходимы исторически продолжительные контакты. У жителей
Псковщины, Водской пятины и Эстонии таких исторически продолжительных контактов
с Ордой и вообще с тюркскими племенами в 8-10-м веках не было, не было и позже.


В исландских сагах 9-го века вся Древняя Русь именуется
страной городов - Гардарикой со столицей Старая Ладога. Язык исландцев из всех
скандинавский языков сохранил наибольшую связь с пра-индоеврапейским языком.
Очевидна глубокая связь русского и других славянских языков с тем же пра-индоеврапейским
языком. В западнославянских языках сокращённая форма существительного «город»
будет «гард», а существительное «гардарь» будет обозначать профессию человека,
связанную с управлением городской жизнью, т.е. тоже будет иметь смысл, что и
русское слово «градарь». Суффикс «ари - арь» обозначает вид деятельности
человека: пахарь, слесарь, гончар, бочар, знахарь.


Для того чтобы страна могла именоваться страной городов, в
ней, как минимум, кроме городов должно быть достаточное количество
градарей-гардарей, умеющих грамотно вести городское хозяйство, оборону города,
могущих создавать системы оперативного обмена данными, в частности почтовую
связь. То, что в Гардарике была реальная система управления и организации
общественной жизни задолго до Золотой Орды, говорят такие исторические факты,
как деление территории Гардарики на внутренние княжества Холмгард, Палтескья и другие
(10 в.). Несомненным достижением управленцев Гардарики были и общественные
городские бани, особенно на фоне того, что в Западной Европе сверстники
гардарцев имели привычку в то время вместо мытья в бане по несколько месяцев неустанно
чесаться.


Полагаю, что никто из либерально-гуманитарных лингвистов не
будет утверждать, что древнее название Древней Руси и Приневских земель «Гардарика
- земля городов» -тюркского происхождения. Гардарика встречается в документах
9-го века, до того, как опассионарились тюрко-монгольские кочевники. История, и
древняя, и новейшая, говорит о том, что задачи и идеи совершенствования
общественной жизни исходили и исходит из городов и союзов городов, а не из
таборов. И технологии совершенствования связи тоже исходят и исходили из
городов. По этой причине мы видим становление и развитие связи на Северо-Западе
Руси между городами, видим его вплоть до 20-го века, и не видим его между
аулами и стойбищами в тюркских землях. Эти соображения укрепляют правоту тезиса
о том, что понятия Ям, Ямно и ямок на Северо-Западе Руси есть понятия местного
гардарского и угро-финского происхождения.


Указанные обстоятельства и соображения, как и топонимо-географические
изыскания позволяют полагать, что топонимы с формантом «ям», как узел почтовой
связи, с большей вероятностью имеют финско-угорское происхождение, на 2-3 века
опережающее появление яма (дзяма и зяма) в ярлыке хана Монгут-Тимира,
написанного в 1270-х годах.


Мировые культурные достижения в Гардариках происходили не
благодаря ордынцам и другим кочевникам, а помимо их. Поставленная здесь задача
технолого-языковедческого определения происхождения и исторического становления
понятий Ям, ямская слобода, ямсковицы, а возможно, и ямы, и родственных им
понятий требует консолидации сил знатоков языков малых прибалтийских финно-угорских
народов и знатоков пра-индоевропейского языка.


Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат
технических наук, любитель словесности

Публикации | Ошибка? Среда,7:00 0 Просмотров:61
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.