» » «Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»

«Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»

42
О недавнем выступлении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и его критиках …
«Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»

Говоря о недавнем
выступлении
митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, я, не
претендуя на то, чтобы быть голосом Церкви и выражая сугубо свое личное мнение
как историка и священнослужителя, должен сказать следующее:


1. Те,
кто приняли на себя удар немецко-фашистской машины в 1941 году, в массе своей
были крещеные люди. Потому что это были люди, рожденные в 1915 - 1918 годов.
Это люди, в массе своей принявшие святое крещение. Более того, это люди, чьи
детские годы могли проходить под покровом Церкви, поскольку массовое закрытие
храмов началось с 1929 года.


2. Владыка
Иоанн справедливо отметил вклад старших возрастов в Победу, но при этом однако
забыл, что не меньших был вклад тех, кто в 1941 году заканчивал десятый класс.
Это действительно уникальное поколение, воспитанное советской властью и
положившее свои юные жизни на алтарь Отечества. Конечно, их осталось не 5%. Это
глубоко ложный взгляд. На самом деле большая часть этого поколения 1921 - 1925 гг.
рождения, слава Богу, дожила до Победы. Но тем не менее многие из них
действительно легли в полях сражений. И это поколение тоже сподобилось принять
благодать святого крещения, потому что до 1929 года в большинстве случаев,
особенно в деревне, детей крестили. Процент крещений резко падает с 1929 года,
но даже в «лихие» 30-е многие втайне крестили своих детей.


3. Деление
по возрастному признаку в данном вопросе абсолютно неправомерно. Война была
великим испытанием, посланным от Бога. Огненным крещением всего русского
народа. И каждый в меру своей совести, в меру своей веры отвечал на этот вызов.
И среди предателей встречались люди разных возрастов: и с дореволюционным
прошлым, и вышедшие из комсомола и партии. И среди героев также были люди
разных возрастов, начиная от Героя Советского Союза, георгиевского кавалера
Константина Недорубова, ушедшего на фронт в 59 лет, и кончая Леонидом
Александровичем Голиковым (Лёней Голиковым), героем-партизаном. Проводить в
данном случае исследование, крещен или не крещен, верующий или не верующий тот
или иной боец, не имеет смысла, ибо в окопах атеистов не бывает.


Мы знаем потрясающие случаи, когда во
время обстрела политруки падали на колени и молились. Подобное видел, будучи на
фронте, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий. Михаил
Иванович Фролов, 1924 года рождения, вспоминал, как политрук, оказавшись в
разведке, истово крестился, когда немцы, не заметив их, проходили мимо. Поисковики
отряда «Ингрия» обнаружили несколько лет тому назад знаменательную находку -
останки бойца, убитого в 1942 г. на Ленинградском фронте (район Сенявино). Это
был снайпер - на найденной рядом винтовке было обнаружено несколько десятков
зарубок. Очевидно, это были убитые немцы. Рядом с ним было обнаружено
дореволюционное Евангелие небольшого формата. Как и о. Кирилл (Павлов), снайпер
шел с Евангелием и не боялся. И положил свою жизнь за Веру и Отечество по
евангельской заповеди. В окопах атеистов
не бывает!


Сам смысл Великой Отечественной войны
как огненного крещения всего нашего народа должен оставаться в наших сердцах и
нашей памяти.


Я глубоко возмущен грубыми нападками,
которые обрушились на владыку Иоанна. Как человек он имеет право на ошибку.
Безошибочен только Сам Господь наш Иисус Христос, а голосом Церкви является
голос Собора, а не отдельного архиерея, какие бы заслуги он ни имел. Владыка
Иоанн - человек заслуженный, искренний. Думается, не стоило уделять столько
внимания его неудачному высказыванию. Но если говорить о подлинно церковном
понимании затронутой владыкой проблемы, то, на мой взгляд, оно выражено в
стихах замечательного поэта современности протоиерей Андрея Логвинова.


 


Они
опалились войной.


А
были почти что мальчишки.


И
мир защищая земной,


Познали
Завет не из книжки.


 


В
атаке когда полегли -


Поистине
кровные братья,


Во
чреве родимой земли


И
очи сомкнув, и объятья.


 


За
гранью земной бытия


Судить
их не станут: как жили? -


Ведь
души за други своя


По
заповеди положили.


 


Порой
не носили креста


И
древних молитв не учили.


Но
вечную жизнь от Христа,


Как
орден, они получили.


 


Спаситель говорит, если хочешь войти
в жизнь вечную, соблюди заповедь. Сама наша народная жизнь свидетельствует, что
миллионы наших прадедов и дедов соблюли великую заповедь Христа: Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за други своя.


Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат
филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории
Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной
богослужебной комиссии
Публикации | Ошибка? Четверг,2:00 0 Просмотров:52
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.