» » Существует ли таинство «развенчание»?

Существует ли таинство «развенчание»?

46
О причинах роста числа распадающихся венчанных браков в России …
Существует ли таинство «развенчание»?

«По данным ряда исследований, в России распадается около
половины венчанных браков. Как происходит «развенчание», исчезает ли уже
совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как
психологи помогают не «наступать на те же грабли?» - задается вопросами
корреспондент РИА Новости Артем Буденный.


По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков
пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и
ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской
Православной Церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет.


«Да и неофициальные данные получить непросто», - признается председатель
комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской
епархии протоиерей Александр Дягилев.


Задача отца Александра - побеседовать с желающим развестись,
постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно,
«минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке
ситуация не повторилась».


У отца Александра два высших образования, духовное и
психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей -
наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет
человека к архиерею за справкой, что брак «признан утратившим каноническую
силу».


Главная причина разводов в России - бедность, отсутствие
работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса
ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально
зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.


«На первом месте - супружеские измены, на втором -
алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью», -
говорит отец Александр.


По словам священника, до недавнего времени в обществе было
сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: «муж
прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома».
«Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до
революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там
описан, в XXI веке практически невозможно», - объясняет он. В венчанных браках,
по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.


«Брак - это не формальность, а личные отношения людей, тогда
есть семейное счастье и радость, - уверен протоиерей
Михаил Потокин
, председатель комиссии по социальному служению при
Епархиальном совете города Москвы. - Чтобы добиться этого, нужно стать
личностью, а это значит - уважать личность другого человека».


По его словам, Домострой - это как раз не про уважение.
«Есть заповедь - люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы
он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей.
К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными», - сетует отец Михаил.


Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак «не
такой, как у родителей».


«Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он
не пьет, а ее отец - пил. Она этого не признает, но для многих создать семью -
это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей», -
добавляет священник.


Как психолог, протоиерей Александр Дягилев выделяет и другую
тенденцию - люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить
«кошмар из детства»: «Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный
отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать».


Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: «Прежде
чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу.
А в наши дни людей нужно учить - в теории и на практике - быть супругами и
родителями. Необходимы специальные программы». Сам он запустил два проекта: «Супружеские
встречи» - для потенциальных и реальных супругов и «Школа для родителей и
воспитателей», где обучают мам и пап.


«Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что
ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону», - заключает отец
Александр.


По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе
допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а
десять процентов категорически против расторжения брака.


Слово «развенчание», которое часто мелькает в обиходе,
вообще некорректно, замечает отец Александр. «Церкви дана заповедь: "что
Бог сочетал, того человек да не разлучает". Церковь не может разрушить
чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с
точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди -
своими грехами», - объясняет священник.


Как отмечает отец Александр, развод - это
клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. «Но действие Духа Святого не
уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры.
Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет
покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить
второй раз», - уточняет священник.


Причины для признания брака недействительным указаны в «Основах
социальной концепции Русской Православной Церкви» и документе «О канонических
аспектах церковного брака». Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь,
алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже
это обязывает священников не «разводить», но лишь рассмотреть вопрос. Кроме
того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального
светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу
должен пройти по меньшей мере год.


«В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди
не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод "свежий",
есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, -
добавляет отец Александр. - Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе,
у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за
справкой».


Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя
венчанием это, строго говоря, уже не является. «Второе "венчание" - это фактически не брак, а благословение
на сожительство
. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз
повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, - покаянные»,
- рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести
семейное счастье (включая и венчанные, и «обычные» браки). У белого духовенства
вовсе один шанс: овдовел, развод - живи один.


Отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из
логики «мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости». «Венчание дает
возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком - это дар, а не
обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто
многое потеряешь», - заключает протоиерей.


«Меня не оставляет в покое мысль, почему же распадаются
венчанные браки? - задается вопросом многодетный отец выпускающий редактор
«Русской народной линии» Алексей Мыселев.
- Если мужчина и женщина не воцерковлены и решают из "красивых" и "эстетичных"
побуждений повенчаться, если нет в их сердцах страха Божиего, то тогда легче
ответить на этот острый до боли вопрос. "По вере вашей да будет вам"
(Мф. 9 : 29). Если нет подлинного отношения к Венчанию как к Таинству, если нет
искреннего стремления к Богу и посильного участия в церковной жизни, то и не
стоит удивляться распаду такого венчанного брака. Без Бога - не до порога. Пары
сами себя лишают благодати Божией, даруемой им в таинстве Венчания. И таковые
пары часто не понимают, что такое семья, как выстраивать правильные отношения.
Забыли о жертвенности. И порой часто руководит нами не любовь, а скрытый
эгоизм, что приводит к столкновению двух "Я". И никто не хочет
уступать, жизнь превращается в постоянное выяснение отношений, кто прав, а кто
виноват, вынашивание неподъемных обид. И в одночасье всё рушится... И только
истинное понимание брака как малой Церкви, участие в церковных таинствах,
самопожертвование и безусловная любовь спасают семью и брак. Человек немощен, у
всех бывают падения. Так и брак без кризисов не обходится, но главное, не
переставать трудиться, поступать по любви и уповать на милость Божию.


Но что же все-таки толкает супругов на этот последний шаг?
Кризис, который приводит в тупик, когда супруги понимают, что не могут быть
вместе дальше. И нет никакого желания трудиться над отношениями. Всё
опостылело. Только утешает одна мысль - скорее, скорее из брачного рабства на
свободу! И таковой брак, как полагаю, признают фактически распавшимся,
существующим только на бумаге, а не в жизни. Главное: если у супругов нет
взаимного желания трудиться, идти друг другу навстречу, покрывать своей любовью
немощи и дурные привычки, выбивающие почву из-под ног, то, боюсь, брак не
спасти. И здесь как раз обратимся к венчанному браку, в котором по идее люди
должны делать все зависящее для спасения семьи, малой Церкви. Конечно,
соглашусь, что бывают ситуации, когда развод кажется меньшим злом, чем
продолжение совместной жизни.


В любом случае можно констатировать, что развод является трагедией
и бедой нашего времени, особенно, когда речь идет о венчанном браке.     


Меня жгуче интересует еще один вопрос, каков процент
разводящихся среди воцерковленных пар? Пожалуй, это самое важное, ибо, ответив
на этот вопрос, мы увидим настоящую действительность».

Публикации | Ошибка? Вторник,17:32 0 Просмотров:28
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d