» » Певец русской жизни

Певец русской жизни

18
Отмечается 143-летняя годовщина со дня рождения русского художника Ивана Билибина …
Певец русской жизни

«Народ русский, придавленный
безотрадной серой действительностью, искал утешения в сказочных мечтах о
далёких неведомых царствах с их необычайными деревьями, птицами и зверьми, и
прежде, когда простому народу не было видно никакого выхода в лучшую жизнь, он
всецело предавался народному творчеству, как душевному отдыху, а потом, когда
мелькнула заря возможного улучшения, перед ним вознёсся мираж города и "пава-птица"
отлетела далеко и безвозвратно», - пишет Иван Билибин в статье «Народное творчество Русского
Севера», опубликованной в журнале «Мир искусства», 1904, № 11,
- ознакомиться с ней можно в электронном читальном зале Президентской
библиотеки, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной
линии».


17 августа 2019 года отмечается 143-летняя
годовщина со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), художника,
непревзойдённого мастера национальной формы в искусстве,
который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки. В театре
он был самобытным сценографом, оформившим в Париже знаменитый балет «Жар-птица»
на музыку Стравинского, им были созданы эскизы костюмов и декораций к операм
А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане». Он ярко утверждал себя на сценах Египта, Франции, Чехословакии.
Но высшие его достижения лежат в области книжной графики.


Родился Иван Яковлевич в Тарховке близ Сестрорецка в семье
военного врача. С детства будущего интерпретатора русского фольклора окружали в
основном прагматичные юристы, математики, учёные. Иван с успехом окончил полный
юридический курс Петербургского университета. Однако по мере взросления пришло
осознание того, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. Ещё
учась в старших классах Санкт-Петербургской 1-й гимназии, Билибин брал уроки у
известных художников, а впоследствии шесть лет был учеником И. Е. Репина.


«Среди массы учащихся я
увидел молодого жизнерадостного черноватого, с большой бородой для его лет,
студентика с курьёзной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван
Яколич, - пишет В. Н. Левитский в книге «Молодые
годы И. Я. Билибина и русской графики», использованной при издании
исторического календаря Президентской библиотеки «Иван Билибин - певец русской жизни»
к 140-летию художника. - Вначале я отнёсся к нему как-то недоброжелательно,
потому что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков
по части острот, весёлых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто
Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень весёлый,
общительный, а главное, работающий так, как будто бы рисование у него между
прочим, а результаты же были неплохи в рисунке... В то время уже ясно сказывалась
в его работах графичность. Билибин славился ещё и тем, что сочинял удивительно
забавные и весёлые оды по случаю каких-нибудь происшествий».


Он не боялся быть смешным.
За неделю до смерти, встречая в осаждённом Ленинграде новый, 1942 год,
профессор Академии художеств прочитал своим друзьям забавную оду, полную веры в
завтрашний день. С этим неординарным человеком никогда не было скучно.


Кстати сказать, основной массив материалов для календаря
Президентской библиотеке предоставил Ивангородский музей - филиал
Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное
агентство». В здании, где он находится, некогда проживало семейство Билибиных. Будучи
большим эстетом и знатоком культуры, Иван Яковлевич насыщал свой фамильный дом
в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, старинным фарфором и
прочим антиквариатом; переданная городу семейная коллекция Билибиных положила
начало музейной экспозиции. Собрание музея насчитывает более
100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства
самого И. Я. Билибина и его жены- художницы. Родственники Ивана
Яковлевича продолжают насыщать музей: не так давно его экспозицию пополнили акварели
тончайшей билибинской проработки из цикла «Крымские пейзажи».


На
формирующееся художественное направление Билибина в своё время произвела «неизгладимое
впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств
(1898). «Сам не
свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему
смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», - напишет позже художник в одном из
писем, опубликованном в книге Сергея Голынца 1970 года издания «Иван Яковлевич
Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике».


В 1899 году Билибин посетил деревню
Егны Весьегонского уезда Тверской губернии и обнаружил там непроходимые густые леса,
настоящее «царство Берендея». Здесь он впервые создаёт иллюстрации в знаменитом
впоследствии билибинском стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче,
Жар-птице и о Сером волке». В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает
Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует
этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
Он впервые видит деревянный ансамбль Кижей и восхищается им, о чём напишет по
возвращении в упомянутой выше статье «Народное творчество Русского Севера» («Мир искусства», 1904, № 11).


После знакомства с Русским Севером
свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно
недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски
искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так
прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть!
вернуть!»


На портале Президентской библиотеки представлены самые
известные его работы из серии, состоящей из шести сказок, среди которых «Сказка
о царе Салтане»
и «Сказка о золотом петушке». Газеты начала
прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение
искусства: его книги похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго
рассматривать; тут не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные
элементы, орнаменты, усложнённые шрифты с завитушками...


В электронном фонде Президентской библиотеки можно
ознакомиться также с другими оформленными Билибиным изданиями, в числе которых
по-настоящему уникальные книги. К последним можно отнести «Летописный
и лицевой изборник Дома Романовых»
, подготовленный
в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание
признают шедевром типографского искусства: страницы изборника украшают цветные
заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы знатоками и такие
раритеты, как оформленные при участии Билибина  «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом
летом 1871 года»
, «Картины по русской истории, изданные под общей
редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова»

и другие редкие издания.


Национально-романтическое
направление в живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной
линии», насыщаемой затем тончайшей выделки акварелью, - они стали фирменным
знаком художника.


Билибинские «пряничные» композиции
пронизаны лукавой иронией, идущей от лубка, - и совсем иначе воспринималась его
политическая карикатура. Придерживаясь антимонархических, близких к
либеральным, убеждений, художник охотно сотрудничал с сатирическими журналами
«Жупел» и «Адская почта» - ровесниками первой русской революции 1905 года. Его
политические гротески были беспощадны к существующему строю. Однако вскоре после революции,
которой он поначалу сочувствовал, Билибин покинул Россию. Жил и творил в Каире,
Праге, Париже...


Благодаря логической ясности графических приёмов художник
породил многочисленных подражателей - так называемый балласт билибинского
стиля, как называл его сам художник. Однако историческое значение этого стиля
неоспоримо. Оно определено критикой как «дисциплинирующее».


«Заслуги
Ивана Билибина перед русской культурой велики, - пишет С. Голынец. - В начале
XX века, когда яркие проявления таланта и новаторства соседствовали с
шарлатанством, утончённый эстетизм - с безвкусицей, творчество Билибина служило
примером добросовестной и тщательной работы по освоению национальной
художественной традиции».
Публикации | Ошибка? Четверг,9:01 0 Просмотров:21
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d