Чехарда - правила игры. Что такое игра чехарда, и как в нее играть Правила игры в чехарду для детей

Игры на свежем воздухе всегда полезны для детей. Во время своих развлечений дети принимают воздушные и солнечные ванные, восполняют потребность в общении и развиваются физически, особенно, если . Одной из игр, которая нравится детям за возможность подвигаться и посмеяться, является чехарда. Если же ваш ребенок не знаком с этой игрой, то мы рекомендуем познакомить его с ней, чтобы он с не меньшим удовольствием, чем и мы в свое время, поиграл в чехарду с друзьями. В этой статье мы, напомнив правила этой веселой забавы, расскажем, как играть в чехарду.

Описание игры «Чехарда»

Для детской игры «Чехарда» необходимо наличие, как минимум, двоих детей. Конечно же, интереснее и веселей, если детей будет как можно больше. Напомним, что при желании присоединиться к столь забавному развлечению могут и взрослые.

Вариантов игры существует несколько, суть в них схожа, но правила немного отличаются.

Игра «Чехарда». Вариант 1

По правилам игры выбирается водящий, которому предстоит присесть на корточки, согнув голову. Остальные участники должны прыгать через него.

После того, как все участники перепрыгнули через водящего, он меняет положение, немного привставая. Участники вновь должны прыгать через него по очереди.

Так, водящий каждый раз привстает все выше и выше, и игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков, перепрыгивая, не заденет водящего. Если это произошло, он занимает его место и игра начинается заново.

Игра «Чехарда». Вариант 2

В правилах еще одного варианта игры водящего нет, и дети просто развлекаются, перепрыгивая друг через друга.

Все участники игры должны выстроиться в линию, так, чтобы расстояние между ними составляло около 1 – 2 метров. Все игроки, кроме замыкающего цепочку, становятся в полусогнутом положении, опираясь на колено, или же садятся на корточки. Положение участников игры зависит от возраста, их физической подготовки и, собственно, желания.

Игрок, стоящий в конце цепочки начинает перепрыгивать через всех участников по очереди. После того, как он перепрыгнул через игрока, стоящего первым, он также становится на расстоянии от него и принимает нужную позу, а в это время перепрыгивать через участников начинает игрок, оказавшийся в конце цепочки.


ЧЕХАРДА

«Само название Чекарда есть татарское, и игра эта перешла к нам от Татар...» - говорится в одной старинной книге. Значит, чехарда существует на Руси уже более пяти веков! Проживут ли столь долго многие из современных игр? Мне думается, чтобы игра жила в народе, она должна быть истинно народной. А отнюдь не одним из много-численных видов спорта, которым занимается не так уж много людей и где конечной целью являются спортивные достижения. Правда, сейчас наблюдается и обратное явление - футбол превратился из спорта, каким он является для футболистов, в упрощенную дворовую игру мальчишек. То же можно сказать и о хоккее. Но это, я считаю, только благодаря тому, что забылись наши родные русские народные игры, а играть во что-то ведь надо!
Поэтому давайте поиграем в чехарду. Чем больше интересных и разных игр будете знать, тем здоровей и веселей вам будет жить.
Говоря по-простому, чехарда - это перепрыгивание друг через друга. Кто в школе прыгал через «козла», тому не составит труда играть и в чехарду. Но тут есть некоторые особенности и даже правила. Поэтому начну по порядку.
Играть в чехарду могут только мальчики, и не моложе тринадцати лет. Девчонок ни в коем случае не допускайте. Это не девчоночья игра. Во всяком случае мы с ними в чехарду не играли.
Лучшие места для игры - ровная площадка, поросшая невысокой травой, или песчаный берег, или простая земляная дорога, по которой редко ездят. На полу или на асфальте старайтесь не прыгать, особенно когда среди вас есть новички.
Для того чтобы сыграть в чехарду, нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают (этот у нас тоже назывался «козел»). Потом они поменяются местами.
Козлу очень важно правильно встать, чтобы его не зашибли и не свалили при перепрыгивании. Для этого следует выставить левую ногу на шаг вперед, согнуть ее в ко-лене и обеими руками крепко упереться в него. Причем левая рука упирается в само колено, а правая будет чуть выше. Старайтесь, чтобы левая нога от ступни до колена стояла вертикально, крепче будет упор и легче выдержать тяжесть прыгуна. Правая нога тоже согнется, а наклоненное туловище чуть развернется вправо. И голову не забудьте опустить. Теперь остается только покрепче стоять на ногах, не шевелиться и не оборачиваться назад.
Ну, а сейчас перейдем к самому главному и трудному в чехарде - к прыганью.
Для разбега отойдите от козла шагов на десять назад. Разбегайтесь небольшими и частыми шагами, постепенно убыстряя бег. Шага за два от козла оттолкнитесь одной ногой, легко подпрыгните и приземлитесь, чуть приседая, на две ноги и сразу же изо всех сил отталкивайтесь от земли обеими ногами и прыгайте вверх и вперед. На лету разведите ноги и упритесь ладонями в козла, дополнительно отталкиваясь руками. Мы это называли прыгать «разножкой». Помните, что основное в прыжке - мощный толчок ногами, а руки должны только слегка касаться козла! Как только перелетите через него, ноги сводите вместе и приземляйтесь на носки, колени врозь, сильнее сгибая ноги и держа руки впереди на случай падения. Упираться ладонями надо в самую высокую точку козла - в его плечи, ибо если упретесь в спину или ниже, то получится толчок и можете козла вообще свалить. И не замедляйте разбега перед прыжком. Некоторые с первого раза не могут перепрыгнуть и плюхаются верхом на козла, а кое-кто, бывает, и перепрыгнет, но зацепится за козла и падает вперед. Козел должен быть готов ко всяким случайностям. До сих пор помнится ощущение, как у меня замирало сердце, когда я в первый раз в жизни рискнул прыгнуть через козла. Да тут еще ребята постарше подначивают - слабо да слабо! Ну я и прыгнул. И ничего страшного не случилось, нормально прыгнул. Только весело стало!
Вот и все о технике. Теперь расскажу, как мы играли в чехарду.

Специально для чехарды мы не собирались. А играли, когда охота появится или после купания, когда погреться надо. Уговорим для на- , чала одного из нас, кто покрепче да покоренастее, встать козлом и начинаем по очереди прыгать через него. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, безоговорочно становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Такое в чехарде правило.
Но более интересную игру мы затевали там, где было побольше простора - на полевой или лесной дороге или на большом лугу между огородами и Волгой. Сейчас этого луга уже нет, его затопило Рыбинское водохранилище, и там, где мы прыгали и резвились, рыбы плавают.
А играли мы так. Разойдемся и встанем чередою один за другим шагов на десять друг от друга. Затем принимаем позу «козлов». Последний разбегается и перепрыгивает всех подряд. Потом сам становится козлом шагов на десять впереди. А следующий с хвоста, как только его перескочили, выпрямляется и смотрит, когда прыгавший встанет козлом. Затем он тоже разбегается, перепрыгивает через всех и становится впереди. Так и прыгаем, пока не устанем или не допрыгаем до какого-нибудь препятствия или поворота дороги. Ведь с каждым прыгуном вся цепочка на десять шагов перемещается вперед. Поэтому места впереди должно быть никак не меньше, чем на длину цепочки, чтобы все смогли прыгнуть хотя бы по разу. Правило здесь то же: кто не сумел благополучно перепрыгнуть любого из козлов, сменяет его, а козел идет назад и начинает прыгать.
Теперь несколько практических советов.
Прежде чем принять участие в игре с несколькими козлами, научитесь сначала как следует прыгать через одиночного козла.
Желательно, чтобы ребята для игры в чехарду подбирались примерно одинаковые по возрасту, силе и, главное, по росту. В противном случае, высоким будет легко перепрыгивать через маленьких, а вот низкому через высокого - гораздо труднее. Правда, были у нас ребята и пониже других, но зато такие крепкие и ловкие, что играли наравне с другими. Но лучше, чтобы все были примерно одного роста.



Как я уже говорил, начинать эту игру надо там, где есть побольше места для движения всей цепочки вперед. Но если места впереди немногим больше, чем на длину цепочки, а попрыгать очень хочется, можно поступить таким образом. Как только последний перепрыгнувший заметит, что до препятствия осталось меньше десяти шагов, он кричит: «Поворачивай!» - и все козлы переворачиваются в обратную сторону. А этот самый прыгун тоже поворачивается и, естественно, оказывается последним. А раз так, он разбегается - и пошел перескакивать обратно!
А вот в прошлом веке ребята при недостатке места выходили из положения весьма остроумным способом - козлы становились в круг, и так все по кругу и скакали! Как это сделать?
Встаньте в круг на расстоянии примерно в десять шагов, повернитесь в затылок друг другу и примите позу козла. Затем любой из вас разбегается и начинает прыгать. Вот он перепрыгнул одного, другого, третьего... Тогда первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку, потом скачет следующий и так далее. После этого в круге появится несколько пустых мест от убежавших игроков. Но вот первый прыгун перескочил последнего козла, который в начале игры стоял за ним, а сам опять встал козлом на свое прежнее место. И тут же через него перескочил и встал на место скакавший за ним. Таким образом, все игроки перепрыгивают всех и становятся на свои места.
А когда же наступает черед каждому прыгать снова? А тогда, когда сзади игрока образовалось пустое место. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место, чтобы не нарушать общего хода игры. Но вернемся к цепочке.
Здесь перед игрой надо вставать строго в линию, чтобы прыгуну не приходилось на бегу вилять то вправо, то влево. И еще - каждый прыгун, перед тем как встать впереди козлом, должен оглянуться и убедиться, что он не уклонился в сторону. Между прочим, стоять долго козлом утомительно. Поэтому можно стоять немного расслабившись, и, только когда услышите сзади топот подбегающего прыгуна, напрягитесь и упритесь покрепче.
Когда вы все уже хорошо научитесь перепрыгивать, то можно будет козлам становиться и поближе друг к другу, шагов на семь-восемь, а то и на шесть. Но это, я вам скажу, будет труднее. Только перепрыгнул через козла, а перед тобою уже следующий... Понадобится более быстрая реакция во время прыганья.
Больше всего мне приходилось играть в чехарду летом, в деревне. Ребят моего возраста на нашем конце было не так уж много, человек семь, а козлов порой набиралось и того меньше. Поэтому долго мы в чехарду не играли, уставали - прыгать каждому часто приходилось. Из этих соображений лучше, когда игроков набирается побольше: не будет так утомительно и игра дольше сможет продолжаться.


Иногда мы играли в чехарду, как в настоящую игру, - с выбыванием тех, кто не смог перепрыгнуть, а равно и того козла, который согнется или повалится под тяжестью прыгуна, помешав ему совершить прыжок. А те, кто сумел по три раза проскакать через всю цепочку без ошибок, считалось, что победили. И проигравшие должны были провезти их «на закукорках» до какого-то недалекого места и обратно. Объясню, кто, может, не знает, что это такое. «Лошадь» стоит чуть согнувшись на двух ногах, а «всадник» прицепляется сзади, держась за шею «лошади», которая руками подхватывает его ноги. Получается вроде бы верхом. Таким вот образом «всадник» и ехал да еще лихо понукал, а то и хворостиной легонько подгонял свою «лошадку». А «лошади» тоже делали вид, что им весело, бежали резво, вприскачку да еще и ржали по-лошадиному!.. Здесь у нас был такой порядок: каждый из выигравших имел право один раз на ком-нибудь по его выбору прокатиться, а каждый проигравший должен был одного прокатить. Но редко когда тех и других бывает поровну. Если проигравших было, например, в два раза меньше, то каждому из них надо было катать уже двоих. А когда выигравших было мало, то они катались от души, пока каждый из проигравших разок кого- нибудь не прокатит. Отличная мальчишечья игра - чехарда!


Оказывается, раньше в чехарду и взрослые играли. В книжке 1844 года издания автор так и пишет о чехарде: «Мы часто видели эту игру в полках; иногда цепь состояла из тридцати до сорока офицеров...» Кстати, и я последний раз играл в чехарду в армии во время войны. Но это было до фронта, когда нас еще обучали. На передовой, понятно, этого уже не было.
И еще я узнал, что на Руси существовало много разновидностей чехарды. О двух, в которые мы играли, я уже рассказал: просто чехарда, когда все прыгают через одного козла, и самая распространенная на Руси «длинная лоза» или «лягушки» - когда много козлов, а последний прыгает через всех. И ведь правда, здесь длинная цепочка козлов чем-то похожа на ветку лозы, а прыгуны на лягушек, бодро скачущих по дорожке. Кстати, в этой игре раньше козлы иногда клали себе на голову какой-либо предмет, например, носовой платок, и какой прыгун собьет его с головы, заменяет этого козла или вообще выбывает из игры.
А была еще и такая, очень древняя чехарда. Вот почитайте-ка:
«Игроки разделяются на две половины... Половина... становится к стене, и один из игроков упирается об стену своею головою; позади его становится другой, в таком же положении, как первый, исключая того, что он держит голову под мышкою перваго, для предохранения ее от ушибу во время игры; за ним становится третий точно так же, а потом и все остальные. Составляющие другую половину, прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последний, ударяет три раза в ладоши и кричит: «Чекарда - ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второю. Кто промахнется из них, тогда теряется игра и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доводится иногда до крайности: от вскакиваний и соскакиваний насаживают спину и бока, от чего долго не могут разогнуть их».
Позднее подобная игра получила название «Чехарда-езда», «Длинный конь» и даже «Лавка». Между прочим, мне недавно рассказывали, что ребята в одной московской школе играли в похожую игру, называя ее «Слон». Невероятно! До чего же живуча эта древняя чехарда!
Прыжки в чехарде бывают двух видов. Тот прыжок, которым мы прыгали через козла, так и называется «козлиным». А был еще и «бараний» прыжок, более трудный, так как «бараны» при игре становятся поперек. Правда, наклоняются они пониже, но все равно прыгун должен гораздо шире разводить ноги, чтобы не ушибить барана и самому не зацепиться за него. Когда освоите хорошо козлиный прыжок, может, вам захочется и через баранов попрыгать? Техника прыжка та же, только упираться руками надо не в плечи, а в верх согнутой спины.
И еще - поза, в которую становились козлы, иногда была другой. Ногу вперед не выдвигали, а просто расставляли их на одном уровне. И упирались правой рукой в правое колено, а левой - в левое, поэтому туловище наклонялось прямо вперед. Локти не растопыривали. Конечно, так стоять легче, но, мне кажется, не так устойчиво будет при перепрыгивании.
Если задумаете играть в чехарду, советую немного потренироваться в одиночку. Сначала попробуйте постоять козлом, выберите себе удобную и устойчивую позу. Затем, отметив место воображаемого козла, попробуйте разбежаться и проделать прыжки: первый, предварительный, одной ногой, и второй - как будто прыгаете через козла. Этим вы отработаете нужный ритм разбегания и прыжков, научитесь на глаз оценивать дистанцию. При этом может показаться, что ваши прыжки недостаточно высоки и далеки, но ведь это пока без помощи рук! А потом можете тренироваться в чехарду и вдвоем, уже с перепрыгиванием.
Чехарда развивает силу в ногах и руках, ловкость, чувство равновесия и координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!
Материал скопирован с сайта.

Игра чехарда может принести много пользы. Играя в нее на природе, дети дышат воздухом и принимают солнечные ванны. А подвижный характер игры, способствует тренировке различных групп мышц.

Игра чехарда – русская народная забава

Игра чехарда полезна для развития мышц

Эта забава поможет восполнить детскую потребность в общении и движении. Они вдоволь насмеются и напрыгаются.

Но надо помнить, что эта игра требует много физических сил. Поэтому, неподготовленные игроки быстро устают, им нужно отдохнуть или поиграть во что-то более спокойное.

В нее весело играть на песчаном берегу, после купания. Игра поможет согреться и обсохнуть. А если захочется поиграть в помещении, где мало места и твердый пол, то можно разместиться по кругу, а пол застелить чем-то мягким.

Описание и правила игры

Лучше всего играть в нее на улице. Для игры понадобится минимум 2 человека. Если ребятишек будет больше, станет только веселей.

Игра напоминает школьные прыжки через «козла». Один ребенок исполняет роль спортивного снаряда, через который прыгают, а второй ребенок перепрыгивает через него.

Если играющих больше, чем двое, то один участник игры прыгает через нескольких ребятишек. Ребятишки при этом садятся на корточки друг за другом. Расстояние между ними должно быть не меньше метра. Один человек, начиная с конца, прыгает по очереди через ребятишек сидящих друг за другом по цепочке. Допрыгав до начала цепочки, он тоже садится на корточки. А тот, кто оказался в конце цепочки, встает и перепрыгивает через всех, кот сидит впереди него.

Так как игра предполагает падения, то в нее лучше играть на траве, на песчаном берегу или на мягкой земле.

Не обязательно сидеть на корточках. Если игроки достаточно взрослые, и имеют хорошую физическую подготовку, чтобы перепрыгнуть через высокое препятствие, то можно просто вставать согнувшись.

Игроку, выступающему в роли препятствия, важно занять устойчивое положение. Если он будет плохо стоять, то может упасть, когда через него станут прыгать. Голову надо опустить, чтобы об нее не ударились при прыжке.

В эту старинную русскую забаву могут играть не только подростки, но и взрослые. Желательно чтобы играющие были примерно одного роста, возраста и физического развития.

Эта забава позволяет развить силу, ловкость, смелость, координацию движения, чувство равновесия.

Большинство карточных игр основано на сборе сетов или составлении комбинаций. В "Чехарде" также предстоит создавать цепочки карт, но делать это необходимо быстро, а оперировать придётся не совсем обычными подопечными, абсолютно нежелающими вас слушаться. В этом мире колючие шерифы преследуют танцующих пельменей, восьмикрюк пытается вытащить обезьянку из бутылки, а глазурон пьёт чай со слоном. Сегодня на Розовом диване - сетызахватывающая настольная игра "Чехарда".

Стандартизованная маленькая коробочка от издательства "Звезда " знакома нам по играм "" и "". Подобный формат упаковки имеет как свой плюс (скромное место на полке), так и минус (карты в протекторах внутрь не помещаются).

Под крышкой вы найдёте с удобством разместившийся в картонном органайзере комплект карт и правила игры, которые можно объяснить менее чем за минуту.

Разработчики с большой долей юмора подошли к оформлению игры, поэтому на 72-х карточках вы повстречаете нестандартных персонажей: динороллера, рокштейна, танцующего пельменя... Всего 12 представителей "чехардового" мира примет участие в хаосе, ожидающем игроков.

Каждый тип карты встречается в колоде шесть раз, все карточки сета абсолютно одинаковые и ничем друг от друга не отличаются.

В погоню за сетом.

Перемешайте колоду и положите её в центр стола картинкой вниз. Соперники берут в руку по семь карт и... партия немедленно начинается. Игроки ходят одновременно и стараются захватить у оппонентов как можно больше сетов, сбросив при этом все карты с руки. Как же это выполнить?

Очень просто! Для начала смотрим карты в руке. Если среди них есть два и более одинаковых персонажа, то выложите их перед собой картинкой вверх. При этом громко назовите свои сеты: "Чай со слоном и колючий шериф ". Выкладывать можно сколько угодно сетов, никаких ограничений нет. Но не думайте, что расположенные перед вами карты принадлежат только вам!

Они принадлежат народу... Любой игрок, в руке которого есть один персонаж, совпадающий с выложенным на столе сетом (расположенным перед любым игроком), может украсть карты соперника. Для этого положите карту с руки на сет оппонента и передвиньте стопку себе. При этом громко озвучьте, какой сет вы стащили: "Забираю чай со слоном и колючего шерифа себе! "

Как только игрок не сможет ни сыграть, ни украсть карты, он берёт из центральной стопки одну карточку себе в руку. Эту обязанность можно возложить на ведущего, в таком случае карты получают все игроки.

Можно объединять сеты, добавлять к собственным наборам по одной карте, красть сколько угодно чужих сетов - ограничений в игре нет, поэтому на столе постоянно творится нечто невообразимое...

Как только один из оппонентов выложит на стол все карты с руки, он кричит "Чехарда " и игра немедленно завершается (закончивший раунд игрок получает 5 призовых очков).

Все лежащие перед игроком карты приносят по одному победному очку, все оставшиеся в руке - отнимают аналогичное количество очков. Полученные результаты записываются, после этого начинается новый раунд. Побеждает игрок, набравший 77 очков.

Ничего не понимаю...

Весёлая эмоциональная игра на скорость и внимательность. Необходимо моментально оценивать карты на руке и как можно быстрее выкладывать перед собой сеты. При этом краем глаза постоянно следите за соперниками, так как кража чужих наборов - основная задача в игре. Планировать что-либо в "Чехарде" невозможно, карты приходят хаотично, а соперники в любой момент времени могут лишить вас абсолютно всего "заработанного непосильным трудом". С другой стороны, никто не мешает вам совершать "набеги" в стан врага и опустошать его запасы.

Длительность раунда может составить около... 5 секунд. Однажды дочка выложила все карты с руки в первый же ход, заработав 7 очков. Безусловно, это единичный случай, связанный, скорее всего, с плохо перемешанными картами, но тем не менее. Кстати, "Чехарда" - очередная игра, в которой дети имеют преимущество перед взрослыми. Каким образом маленьким игрокам удаётся столь молниеносно выкладывать сеты и перетаскивать чужие стопки - остаётся для меня загадкой...

Загрузка...
Top