Как располагаются фигуры в шахматах. Как ходят фигуры в шахматах

Если у вас есть шахматы и вы хотите начать игру, первое, что вам нужно сделать, это правильно установить доску.

Шаг 1: Установите доску пере собой так, чтобы в нижнем правом углу была белая клетка.
Очень важно поставить доску правильной стороной, чтобы фигуры обеих сторон стояли правильно. Просто запомните - белая клетка справа.

Шаг 2: Расставьте пешки по второму ряду (или горизонтали).
Если сначала расставить все пешки, куча фигур на столе уменьшится и расставить оставшиеся фигуры получится быстрее.

Шаг 3: Поставьте ладьи по углам.

Легко запомнить - ладьи устанавливаются по углам доски, как сторожевые башни по углам замка.

Шаг 4: Поставьте коней рядом с ладьями.

Представьте, что кони плохо пахнут и в замке их принято держать подальше от короля и ферзя.

Шаг 5: Слоны стоят рядом с конями.

Слоны стоят между пахучими конями и королём и ферзём. Поставьте их рядом с конями.

Шаг 6: Ферзь становится на клетку своего цвета.

Очень ВАЖНО, на какую клетку вы ставите ферзя. Простой способ запомнить - одежда ферзя должна быть того же цвета, что и клетка, на которой он стоит. Белый ферзь стоит на светлой клетке, чёрный ферзь - на тёмной.

Шаг 7: Поставьте короля на оставшееся поле.

Теперь в первом ряду осталась лишь одна свободная клетка, так что король сам собой займёт своё место.

Шаг 8: Белые ходят первыми.

В шахматах игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. вы можете решить, кто играет белыми, а кто - чёрными. Один из способов это сделать - спрятать белую пешку в одной руке за спиной и позволить Вашему сопернику угадать, где она.

Хотите начать игру?!

Теперь, когда мы ознакомились с "полем боя", давайте рассмотрим шахматные фигуры и их расположение на шахматной доске.

В начале шахматной игры у каждого игрока по 16 фигур , название которые следующее: , (королева), две , два , два и восемь . Прежде ем вступить в бой, соперники решают. кто играет белыми, а кто черными.

Правильно расположив доску, оба игрока начинают расставлять на ней шахматные фигуры (один - белые, другой черные), в два соседние ряда: в первый и второй - белые, и в седьмой и восьмой - черные, как показано на картинке .

Перед началом партии фигуры первой горизонтали (игрока, который играет белыми), расставляют в следующем порядке (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Второй ряд занимают только пешки. Соответственно у игрока, который будет играть черными, фигуры восьмого ряда располагаются так: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Седьмой ряд занимают пешки.


Ладья, конь и слон, стоящие рядом с ферзем, называются "ладьей, конем и слоном ферзя", а т.е., которые стоят рядом с королем - "ладья, конь и слон короля". Перед началом игры ферзь всегда находится на клетке своего цвета (белый ферзь - на белой клетке в центре, черный на - на черной). И, напротив, король всегда стоит на клетке противоположенного цвета (черный король - на центральной белой клетке, а белый - на центральной черной). После расстановки шахматных фигур можно приступать к игре, не забывая, что первый ход всегда делают белые (согласно международным правилам). Чтобы выбрать, кто будет играть фигурами какого цвета, обычно проводится жеребьевка. Игрок, которому досталось играть белыми фигурами, имеет небольшое преимущество.

В этом уроке я расскажу о самом быстром, на мой взгляд, способе запомнить расстановку шахматных фигур. Как показала практика работы с детьми (начиная с 5 лет, а иногда и младше) применяя данный метод расстановки фигур , ребенку необходимо 10 - 15 минут, чтобы научиться правильно расстанавливать шахматные фигуры на шахматной доске. И так приступим!

Данный метод мы называем «Последовательный метод расстановки шахматных фигур», его смысл заключается в последовательном, парном, расстановки фигур на доске. Для начала кладем перед собой (белое поле должно быть с правой руки).

Первое, что ставим на доску это – ладьи. Белые на поле а1 и h1, черные на a8 и h8 (Диаграмма 1). Так же следует отметить, что если вы учите детей 5-6 лет, то можно применять и не стандартные понятия, например: белая ладья живет в крайних домиках доски… и т.д. Дело в том что детям нравиться обучение в виде игры и тех понятий и слов которые они уже знают. Также при расстановке фигур, для начала сами ставим фигуры, после убираем и даем возможность поставить ребенку (И так с каждой фигурой!).

Далее на шахматную доску ставим коней, на поле b1 и g1 белых коней, на g8 и b8 черных коней (Диаграмма 2). При обучении детей, также можно сказать – «что конь живет по соседству с ладьей» и показать куда надо ставить коней.


Следом за конями ставим слонов, белых на поле f1 и c1, черных слонов на f8 и c8 (Диаграмма 3). Осталось две фигуры ферзь (можно так же называть королева для детей так намного удобнее) и король (Диаграмма 4). Перед тем как их поставить, существует небольшое правило – королева (ферзь) занимает такое поле на доске, какого она сама цвета. А рядом ставим короля.

Ну и в последнюю очередь ставим пешки (Диаграмма 5). Пешки ставим перед фигурами на вторую и седьмую горизонтали. Вот и все!

Если вы рассказываете ребенку, то рекомендуем для начала самому, перед ребенком, расставить все фигуры белые и черные, а после последовательно рассказывать и показывать. Ну и по завершению занятия дать детям самим по расставлять все фигуры. На этом все, если есть вопросы задавайте обязательно отвечу на все и поделюсь своим опытом.

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны. Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения. Любая Федерация вправе ввести более подробные Правила, но они:

  1. не должны ни в чем противоречить официальным Правилам шахмат ФИДЕ;
  2. ограничиваются территорией этой федерации;
  3. недействительны для любого матча ФИДЕ, чемпионата или квалификационного соревнования для получения звания ФИДЕ, или рейтингового турнира.

Правила игры

Характер и цели игры в шахматы

  1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.
  2. Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.
  3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на шахматной доске

  1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8×8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
  2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур («белые»); другой - 16 темных фигур («черные»).
  3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:
  4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются «диагоналями».

Ходы фигур

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле. Фигура, считается атакующей поле, даже если она не может на него пойти из-за того, что её собственный король остается под шахом или под него попадает.

  1. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.
  2. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
  3. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.
  4. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.
  5. Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
    • с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;
    • пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

    Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе».

  6. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу.
  7. Король может перемещаться двумя различными путями:
    • ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.
    • «Рокировка»: Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считающееся одним ходом короля и выполняющееся следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что пересек король.
  8. Рокировка становится невозможной:
    • если король уже ходил, или
    • с ладьей, которая уже ходила.
  9. Рокировка временно невозможна:
    • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
    • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.
  10. Считается, что король находится «под шахом», если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если она не может сделать ход из-за того, что её собственный король остается под шахом или под него попадает. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

Завершение игры

  1. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Если мат поставлен возможным ходом, то партия считается завершенной.
  2. Партия считается выигранной игроком, если партнер заявил, что он сдается. В этом случае партия немедленно заканчивается.
  3. Партия считается завершившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась «патом». Если пат поставлен возможным ходом, то партия считается завершенной.

    Партия считается завершившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась «мертвой» позицией. В этом случае партия немедленно заканчивается.

    Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. В этом случае партия немедленно заканчивается.

    Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды.

    Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.

Шахматные часы

  1. Термин «Шахматные часы» означает часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «Падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов, игроку.
  2. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.
  3. Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.
  4. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
  5. Если ни один из игроков не присутствует в начале, то у игрока, имеющего белые фигуры, вычитается все время, прошедшее до его прибытия, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
  6. Любой игрок, прибывающий на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура проигрывает партию, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
  7. В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Время между выполнением игроком хода на шахматной доске, остановкой собственных часов и запуском часов противника, расценивается как часть времени отведенного игроку.

Учет результатов

Если заранее не установлено иначе, игрок, который выиграл партию, или выиграл в результате какого-то нарушения партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, получает ноль очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (½).

Шахматы – одна из давних игр мира, истоки которой уходят в древнюю Индию. Имеющая четкие правила игра довольно сложная, требующая аналитических способностей и математического типа ума. Учиться играть в шахматы следует с расстановки фигур. Как расставить шахматы правильно?

Расставляем фигуры

Начинаем с пешек, которых в шахматный комплект входит по восемь фигур каждого цвета. Выстраиваем пешки по второй линии нашей стороны доски от клетки А7 (А2) до Н7 (Н2). На крайние клетки ближайшей линии А8 (А1) и Н8 (Н2) ставим ладьи. Далее свое место займут кони. Каждого из них располагаем на второй от края клетке ближайшей линии, иными словами, на клетках В8 (В1) и G8 (G1). После коней ищем место для фигуры под названием офицер или тура. Эти фигуры занимают позиции возле королевы и короля, то есть на клетках С8 (С1) и F8(F1).

Король и королева

Их место – в центре расположения, на клетках D8 (D1) и E8 (E1). Королева (ферзь) ставится на клетку, соответствующую цвету фигуры. Так место белого ферзя – позиция Е8 или D1, место черного – клетка Е1 или D8. Короля отличает от ферзя роскошная королевская корона.

Загрузка...
Top