«слон» — смешная и грустная история. Слоны на асфальте Пьеса слон действующие лица

… о нас, а золотой слон — миф, которым мы живем

Злободневная комедия-анекдот «Слон», написанная драматургом Александром Копковым в начале 30-х годов и представленная детским эстрадным театром «Мальчишки и девчонки», сочетает в себе простой сюжет, юмор и злободневность, рассказывая о том, как у колхозника Мочалкина (Андрей Любомиров) появилась мечта разбогатеть, и он вдруг пропал. Отчасти виной тому стал старший шибко ученый сынок Гурьяна Митрей (Максим Иванов), который подсунул батьке буржуазную книжку. Сделал он это, чтоб родитель возненавидел проклятых буржуинов, а отец узрел иное: как, имея деньги, можно развлекаться.

Семья Гурьяна, колхозники, гадают, куда он мог деться. Жена Марфа (Ангелина Бирюкова) видела только, как отец семейства бежал в штиблетах по грядкам к Волге.

— Живым найдем — взгреем, а мертвым — как партийца похороним! — жестко высказывается председатель колхоза Иван Давыдович (Артем Чижов), озабоченный тем, как пройдет уборочная.

И вот Гурьян объявляется, а за пазухой у него — золотой слон. В семье переполох: как же с ним быть? Сын Митрей предлагает сдать в милицию, старшая дочь (Елизавета Куракина), засидевшаяся в невестах — выколупать хоть один бриллиантовый глазик и сшить наряд. О находке становится известно всей деревне.

— Мы в колхозе все родня, значит, богатеть надо вместе! — таков вердикт общественности.

Усаживая гостей за стол с угощениями и прошлогодним квасом, хозяева надеются, что те забудут, зачем пришли. Гурьян рассказывает о находке, о том, что хотел ее отдать в банк, но голос внутри шептал «зарой в землю».

— Не воскрешай в колхозниках кулаков, — советует ему сын.

— Отдам в колхоз, а какой мне почет? — восклицает Гурьян.

— Памятник на могиле поставим, на балалайке тебе Семен Егорович Цаплин (Егор Дрожжин) сыграет!

Это партийца не устраивает, и гостей выгоняют прочь.

Прежде чем уйти, с криками: «Ну не с пустыми же руками бежать?!», они устраивают в избе Мочалкиных обыск, хватают что попадается под руки.

Чуть позже через дымоход в их дом попадает отец Лукьян (Степан Жданов). Узнав, что черт хотел купить душу Гурьяна за миллион, он готов продать свою и восклицает:

— Мильен?! Мне не даст, я свою поповскую поганую душу знаю! А капитал мужикам не отдавай, они при деньгах Бога вообще забудут. Давай лучше церковь построим!

В раздумьях, как быть, Гурьян готов удавиться, нежели «отдать слона без эффекта».

— Люди живут на одной земле, а счастье разное. Для кого-то слон — счастье, а мне — хоть помирай! — сетует он.

Решение приходит неожиданно: построить дирижабль и улететь туда, где нет кризиса, например, на Юпитер или в Америку, там точно никто не помешает стать буржуем мистером Купером.

Улететь на воздушном шаре к лучшей жизни ничуть не против и поп.

Но планам вступивших в сговор товарищей сбыться не суждено. Слон оказывается в руках председателя Ивана Давыдовича, который намерен отломить на нужды колхоза хотя бы хвост. А семье Гурьяна придется держать слово перед народным судом.

— Отстоим суд и заживем хорошо, — успокаивает он семью.

И в этот момент стреляет незаряженная берданка, которой то и дело пугали друг друга близкие люди.

— На грех и палка выстреливает, — вздыхает в финале спектакля Марфа…

Продолжительное время пьеса «Слон» была запрещена «за клевету на советскую действительность». Ее автор попал в опалу и был репрессирован. В июле 1941 года Александр Копков ушёл на фронт и в сентябре 1942 года погиб. В театральной среде интерес к творчеству Копкова (он успел написать всего две пьесы, вторая — «Царь Потап») возобновился только на рубеже веков.

Для старшей группы театрального коллектива «Мальчишки и девчонки» (Андрея Любомирова, Ангелины Бирюковой, Максима Иванова, Елизаветы Куракиной, Артема Чижова, Елизаветы Полынской, Степана Жданова, Егора Дрожжина, Виктории Яковлевой, Алины
Николаевой, Анастасии Гусаковой, Артема Пирожок) спектакль «Слон» стал выпускным. Каждый из юных актеров сыграл в ДЭТ много ярких запоминающихся ролей. Вот что говорят сами ребята.

Егор Дрожжин:

— Для меня за все годы в ДЭТ самая запоминающаяся роль — Макхита в спектакле «Трёхгрошёвая опера». Она позволила ощутить себя другим человеком. У этого героя иной, чем у меня, характер, другое поведение, он руководствуется иными принципами. Эта разница увлекает. И примерять на себя роль высокого уровня, пожалуй, самая тяжёлая для актёра работа. А вживаться в роли мне помогали просмотры кинофильмов, фотографий предлагаемой эпохи, конечно, актёры, играющие вместе со мной на площадке, огромная энергия нашего режиссёра. Ольга Анатольевна Кресницкая умеет объединить единым творческим делом, и каждый из нас становится частью коллективного процесса, в котором мы «подвязаны» друг под друга, и подвести коллектив не имеем права.

Андрей Любомиров:

— Точное количество сыгранных ролей я вряд ли могу назвать. Поначалу были второстепенные, потом становились все значительнее. В начале пути мне было трудно из-за необщительности. По мере занятий и общения с ребятами я влился в коллектив и стал частью ДЭТ. К выпуску мне доверили главную роль Гурьяна Мочалкина в пьесе «Слон», чему я очень рад. Мой персонаж — обладатель пороков: скупость, хвастовство, трусость.

Вживаться в роль порой было непросто. Помогала Ольга Анатольевна, направляя меня. Если бы представилась возможность, я бы хотел переиграть все свои роли заново, чтобы сыграть их еще лучше. Все годы в ДЭТ — замечательные, плодотворные, полные радости и новых эмоций. Жаль, что занятия подошли к концу. 15 апреля у нас выпускной вечер.

Елизавета Куракина:

— Театральная жизнь ДЭТа — захватывающая, напряженная работа над ролью, над собой. Мне очень запомнилась роль Полли в «Трехгрошёвой опере». Во-первых, это была моя первая главная роль, во-вторых, эта девушка была близка мне по духу. Но как бы ни был герой тебе близок, всякий раз все мы проделывали огромную работу. А особенно — наша наставница Ольга Анатольевна. За годы в ДЭТ было всякое, но как должно, четче вспоминаются только положительные моменты, которые добавляли много ярких красок в мое детство и юность. Знания, которые нам передала Ольга Анатольевна, помогут обязательно. Спектакль — жизнь со стороны. Участие в постановках помогает вынести уроки для реальной жизни. Мы — актеры ДЭТа, одна семья.

Ангелина Бирюкова:

— За 12 лет Дворец культуры стал для меня вторым домом, а Ольга Анатольевна — второй мамой. За эти годы была масса прекрасных моментов, за спиной очень много сыгранных ролей. Самая запоминающаяся?.. Наверное, роль Марфы. В спектакле «Слон» я впервые играла главную роль. Она далась мне не очень сложно, потому что я давно мечтала сыграть именно такую роль. Этот спектакль запомнится на всю жизнь, ведь он — последний. Учиться в сферу театра и кино я не пойду.

Руководитель детского эстрадного театра «Мальчишки и девчонки» Ольга Кресницкая:

— Репертуар мы всегда подбираем на имеющийся актёрский состав, буквально по количеству актеров. И, конечно же, по их знаниям, умениям и творческому опыту. Главное, это все сплотить. Подмечено, что в процессе творчества ребята дружнее, нежели порой в обычном общении. Каждый из них индивидуален. Я люблю индивидуальность, непохожесть в людях, поэтому «затачиваю» их творческий почерк.

В 30-40-е годы прошлого столетия автор пьесы «Слон» был запрещён, на этот факт стоило обратить внимание. Сложно играть то, что не вмещалось в общепринятые рамки, но эти рамки — крепкие и жёсткие, со знаком качества, как говорится. И они до сих пор присутствуют в жизни многих людей. А «Слон» — это фактически протест, который не стал счастьем и дорогой к исполнению мечты. И жизнь главного героя должна бы вернуться в правильное русло…

Комедию играть сложно. Для ребят это ещё одна ступень в мастерстве и творчестве. Они справились с задачей, чем очень меня порадовали. Это прекрасно, что у них есть стремление и желание радовать других.

Примечание редакции . Премьера «Слона» прошла на «ура». Спектакль не мог не получиться, потому что юные актеры создавали своего рода «подарок в коллекцию слонов», которую собирает их руководитель. (В коллекции Ольги Анатольевны более тысячи слонов из самых разных материалов и уголков света).

Удачи вам, наши дети!

Пусть все ваши смелые планы воплощаются!

Большой драматический театр имени Качалова возвращается в Казань. И везут свой спектакль «Золотой слон» которым покорили сердца россиян и оставили свой след в культурном слое Сочи. А вот как увидел это действо корреспондент портала «Первый казанский».

Большой драматический театр имени Качалова возвращается в Казань. И везут свой спектакль «Золотой слон» которым покорили сердца россиян и оставили свой след в культурном слое Сочи. А вот как увидел это действо корреспондент портала «Первый казанский».


Сценарий для строителей колхозов

О времени беспощадного раскулачивания и коллективизации написано и сказано немало, но повторенье, как известно, мать всех неучей. В одном из дремучих колхозов тридевятого района стряслась беда: пропал партийный товарищ по фамилии Мочалкин. Ушёл ночью за ограду родного аула и только в дремучем лесу его и видели. А заложила беглеца его собственная жена. Пока всем колхозом решали да думали, что с паршивцем делать, и где его искать, когда людей и так не хватает даже на срочный сбор урожая, обще деревенский дезертир внезапно объявился. Да не один, а с миллионом в подмышке. Домашние так обрадовались явлению отца в собственный дом, что чуть на радостях не задушили, да и не застрелили ненароком. Стал Гурьян Мочалкин своим домочадцам рассказывать, как отыскал пещеру с сокровищами Стеньки Разина, а в самом тёмном углу стоял огромный золотой слон с глазами из драгкамней. Про находку царскую негаданно прознали корыстные соседи и раструбили о золоте-брильянтах на всю Ивановскую. Разгневанное коллегиальное собрание не заставило себя долго ждать. Собравшись в стаю и прихватив для устрашения баян и транспаранты типа «Серп и молот», недовольные товарищи направились к дому новоявленного миллионера – раскулачивать. Гурьян не лыком шит, не пьян, быстро смекнул что к чему. Надёжно спрятав сокровище средневековых предков, велел печь топить, да пожарче, чтобы заняться в домашне-избовых условиях изготовлением подделки золотого народно-колхозного достояния. Но как ни старался Мочалкин, обман его вскрыли. Негодовал народ ибо лишили его народной халявы. И решил тогда деревенский «Рокфеллер» бежать, точнее, лететь под покровом ночи со своим золотым питомцем, пока обделённые односельчане, осерчав, не превратили его в корм для местных хрюшек. Соорудив, опять же в домашних условиях, пароплан, типа воздушный шар, отправился Гурьян со своим скарбом из злата на далёкую планету Нептун, от колхозных преследований прятаться. И всё бы хорошо, ведь вознёсся хитрец над крышами да далеко не улетел. Потянуло его внезапно обратно на землю из заветной парящей корзины. Шагнул он наружу, да и полетел вниз, но уже без слона. Елефант драгоценный махнул хоботом и скрылся за облаками, а Мочалкин приземлился аккурат в навозную кучу, проломив в полёте свинарник, убив колхозного борова, а свиноматку оставив досрочно вдовой и навечно заикой. Чудом остался цел, но пока с землёй здоровался, надумал пчёл себе завести, чтобы семью кормить и мёдом в городе по выходным спекулировать. Вот такой он, советский предприниматель, уже не миллионер, но Гурьян Гурьянович Мочалкин.


А тем временем в зрительном зале

С начала спектакля царил тихий ужас. При виде активно развивающейся на сцене советской тематики зрители крайне насторожено ждали продолжения пугающей перспективы ещё одной «Бабы Шанель». Костюмы чем-то напоминали эскизы нарядов «Трёхгрошовой оперы», но с большим налётом кожно-мехового стимпанка. Обстановка значительно разрядилась с появлением «Остапа» Мочалкина в бесподобном исполнении Михаила Галицкого (я до сих пор удивляюсь, почему он только Народный РТ, а не РФ – несправедливо). Товарищ артист прямо скажем, спас положение! Но на этом приключения по сказке не закончились. Старший сын Мочалкина в институтах ученый и за правое дело борющийся. При чём, до такой степени, что готов выдать народу своего предприимчивого отца со всеми потрохами. Эдакий великовозрастный Павлик Морозов. Но порция тумаков от Гурьяна быстро ставит мозги на место. Младший сын напротив, родителя чтит, любит и во всём беспрекословно слушается не задумываясь. Точнее, ему просто нечем думать, так как фонарик из одного уха через другое просвечивает. Дочь грезит замужеством и новыми ботами. При чём не до конца понятно, что же ей милее. Исходя из сюжета, становится ясно, что вторые. Супруга Мочалкина уровнем IQ тоже не блещет, но это никак не мешает любить своего непутёвого семьянина и радеть за него. Жители деревни – обнаглевшая и озверевшая толпа, ленивая и жадная до чужого добра задаром. Очень удобно устроились на том, что у кого имеется, то непременно общее. А работают пусть негры в банановой роще не плантациях Америки, а у нас тут колхоз великих бездельников.

Вердикт

Пьеса получилась очень живой, лёгкой и непредсказуемой, повествующая о том, что если у человека есть голова на плечах и хоть какая-то доля смекалки, то он нигде не пропадёт: хоть на Юпитере, хоть в заморской Америке. В итоге, зал аплодировал стоя, но занавес всё никак не опускали. Не хотели прощаться актёры со зрителем. Ибо увидеться на старом месте в новой обстановке им предстоит только в следующем году. А сейчас уже всё, театр закрыт на ремонт, спектакля не будет, труппа уехала на гастроли.


Факты:

1) Пьеса Александра Копкова «Слон», написанная в 1932 году, практически в одно время с книгами Ильфа и Петрова, по непонятным причинам является редко показываемым театральным произведением.

2) Казанский академический русский большой драматический театр им.В.И.Качалова был основан в 1791 году, как публичный театра, дававший регулярные представления на арендованных площадках. В 1802 году строится деревянное здание для театра, а в 1849-1852 гг. у Качаловского уже появляется постоянное каменное здание.


МАРТ 2016 года

Закрыть окно


Часть этих волшебных историй была написана Очень давно. Скажем, не преувеличивая, лет этак сорок (если даже не больше) назад. Случилось так, что однажды, еще молодого и несмышленого, судьба забросила их автора в крохотный садик, расположившийся несколькими своими деревьями и кустами по соседству с Львиным мостиком, что переброшен через Грибоедов канал.

О, это было замечательное время! Тогда люди жили не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы получать от жизни удовольствие: вдоль канала стояли огромные Очень красивые тополя и лежали перевернутые кверху дном катера и лодки, а набережная была вымощена самой красивой в мире черной граненой брусчаткой. Кроме прочего, неподалеку от садика по набережной пролегали рельсы 36-го, почти всегда пустого, трамвая, тоже, видимо, ходившего по городу просто так.

Этот удивительный оазис так поразил воображение автора, что он решил остаться в нем по возможности дольше — завел себе поблизости друзей и знакомых, да и вообще старался бывать тут как можно чаще, совершенно, впрочем, не понимая, что его сюда так неодолимо влечет. Пока наконец не сделал одного Очень важного открытия: выяснилось, что на одной из скамеек вышеописанного садика иногда удается сочинять небольшие истории преимущественно волшебного содержания.

Их и было сочинено в те прежние времена ровно пять.



Потом все изменилось: на место романтиков повсеместно заступили прагматики. Крепчайшую драгоценную брусчатку, по которой ходило и ездило не одно поколение петербуржцев, они сменили на банальный асфальт — словно раскатали по городу большой серый блин. Отменили хождение ненужного, по меркам здравого рассудка, трамвая. Зачем-то спилили большинство старых тополей. Убрали с канала мешавшие им лодки и катера. А на месте уютного садика взгромоздили весьма обыкновенный дом, как оказалось, стоявший тут когда-то Очень давно. (Правда, и сейчас еще, проникнув в его двор, можно найти два-три сохранившихся дерева из бывших прежде и несколько чудом уцелевших кустов.) В результате произведенных прагматиками разрушений жизнь в городе сделалась скучной.

Следующее поколение петербуржцев, возможно, захочет ее изменить: оно вернет на место крепкую граненую замечательную брусчатку. Разложит по набережной канала романтические лодки и катера. Пустит старый 36-й ненужный трамвай и посадит новые деревья на месте исчезнувших. Оно сумеет восстановить нормальную жизнь по сохраненным автором чертежам волшебных сказок, к которым со временем добавилось еще несколько, но написанных уже в наши неуютные времена.

Одну из этих волшебных историй прошлого времени мы и хотим предложить вашему вниманию.

Андрей Зинчук

Была ни зима, ни осень, ни весна, ни лето, а нечто ни на что не похожее, когда небо все в серых пятнах, отчего кажется, что это никогда не кончится, а если и кончится когда-нибудь, то за ним наступит такое же или, не дай Бог, еще хуже!

Был старый дом. Был темный двор-колодец. Во дворе шел сокрушительный ремонт — тяжелый каток с грохотом мотался взад-вперед по горячему асфальту.

В доме жил маленький Художник, которому ремонт надоел. И вот однажды... Однажды он взял зеркальце, поймал им лучик холодного солнца и нарисовал зайчиком у себя под окном — на асфальте, там, где была тень, — большого Слона. Посмотрел на него и улыбнулся: Слон лежал, растопырив в стороны четыре свои ноги, и как будто о чем-то мечтал.

Тут к Слону, фырча и отплевываясь соляркой, подкатил каток и намотал его на свой огромный железный барабан. И Слон поехал на барабане туда и сюда, вперед-назад, и каток принялся печатать на асфальте больших солнечных Слонов.

Слоны получились похожими друг на друга, как братья, но вместе с тем и немного разными (асфальт, как и многое в этом Городе, был положен вкривь и вкось). Так, один из них оказался толстоват, другой худоват, третий коротковат, у четвертого плохо пропечатался хвост, пятый, шестой и десятый выглядели вполне прилично, а одиннадцатый — самый маленький — производил, прямо скажем, несерьезное впечатление. Двенадцатому повезло меньше других — он остался и вовсе без ушей.

А машинист в это время крутил баранку нелюбимого катка, тянул ядовитый «Беломор» и мычал сквозь зубы веселую песню. Наконец он заметил, что вместо гладко укатанного асфальта у него получается вообще черт знает что (ни на что не похожее!), остановил каток и подошел к Слону, который за время путешествия по горячему асфальту так крепко приклеился к барабану, что не было, казалось, никакой возможности его отодрать.

— Вот я тебя, беспризорник! — сказал Машинист и ковырнул Слона монтировкой. Но только поцарапал барабан.

Тогда Машинист вытащил из кармана слойку, купленную к обеду Любимой женой, и сунул ее под нос Слону. Слон от радости вильнул хвостом, а Машинист схватил его за хвост и отодрал от барабана. Слон пролетел по воздуху и шлепнулся на асфальт. Потом поднялся, покачался и побрел вдоль стены, недовольный тем, что ему не дали покататься.

Машинист же залез в кабину, дал задний ход и поехал на обед.

Остальные Слоны поднялись с асфальта сами, без посторонней помощи, вследствие одной из главных причин всего того, что происходит на свете: из любопытства. И из любопытства же разбрелись по Городу. Каждый выбрал себе уголок потемнее и принялся ждать захода солнца — не без оснований он опасался, что хмурое солнце может запросто с ним расправиться — только попадись ему на глаза!

Ночью Слоны вышли на улицы. Правда, за вечер они сильно поблекли — им ведь пришлось освещать самые темные уголки, — но, тем не менее, оставались вполне симпатичными Слонами.

Зажглись фонари. А потом, когда настала глубокая ночь, и именно тогда, когда фонари бывают более всего необходимы, — они погасли. И тут жители Города приготовились по обыкновению ругаться, каждый на свой лад:

— Какая темнотища! — насупился бы один.

— Развели тут!.. Ни одного фонаря! — бубнил бы другой.

— Как же я дойду до дому?! — сокрушался бы в это время третий и брел впотьмах в противоположную от своего дома сторону. Но на этот раз неприятностей не произошло: один из Слонов загородил ему дорогу, и запоздавшему прохожему при слабо мерцающем свете удалось прочитать название чужой улицы и чужой номер дома. Он тут же повернул назад, а Слон тихонечко поплелся следом в надежде на благодарность.

Второй Слон пристроился у водосточной трубы и наблюдал, как на ее холодной поверхности собираются капли ночной росы.


Третий подался на набережную и завел длинный разговор с рыбаками о прелестях ночной рыбной ловли.

Четвертый отправился в гости к своим собратьям в Зоопарк.

Пятый, шестой и десятый просто бродили по Городу. А одиннадцатый мирно похрапывал в подворотне возле кладовки дворника. Двенадцатому повезло, как всегда, меньше других — ему пришлось мирить двух поссорившихся влюбленных. А потом, как с капризными детьми, бродить по Городу всю ночь напролет, чтобы они опять не поссорились или чтобы их кто-нибудь не обидел.

То там, то здесь, то на улице, то в подворотне, а то и на крыше дома вспыхивали неяркие огоньки, и по ним можно было догадаться, что по Городу идет, покачиваясь, солнечный Слон.

Недоверчивые горожане отреагировали на эти события по-разному. В основном, как это чаще всего и бывает, никто ничего не понял:

— Слон? В парке? Ночью?! Не верю! И честному твоему слову не верю!

— На крыше? Видел? Кого? Вот такого?.. Этими своими глазами? Иди проспись!

— Ночью? Слон? Подсветил номер дома? Ты бы лучше проверил свой бумажник, растяпа!

И к утру — готово дело — расцвели зловещие слухи о том, что в Городе орудует шайка циркачей и иллюзионистов.

Долетели эти слухи и до семьи Машиниста. Он был разбужен соседями, принесшими известие о том, что группой злонамеренных лиц угнан от дома его нелюбимый каток! (Что тут же было проверено из окна Любимой женой Машиниста, и что, конечно же, оказалось стопроцентным враньем!)


К утру была поставлена на ноги не только вся милиция, но так же — шутка ли? — и городское Охотничье общество. С ружьями. И — страшно сказать — сетями!

А в Городе в эту ночь не было совершено ни одного преступления! Мерцающая гора внезапно вырастала перед глазами грабителя, затаившегося в темном углу — кто-то сильный и бесстрашный бродил по улицам Города в глухую пору нелюбви, в разбойный час. И, не чуя под собой ног, не разбирая дороги, грабитель припускал прочь, подальше от места ужасной встречи.

Когда под утро Слоны, уставшие от ночного дежурства, собрались вместе на Главной Площади Города, их слизнуло с асфальта равнодушное утро...

Но вечером они появились опять, и снова бродили по улицам, светились, наводили свои порядки и не давали уснуть скучным сонным гражданам. И среди граждан пошел слух, что в Город вернулись Белые ночи.

В Санкт-Петербургском Российском Государственном институте сценических искусств (так теперь называется Государственная Академия театрального искусства) на факультете театра кукол (курс заслуженного артиста России Ирины Кирилловны Ласкари) приступили к репетициям этой истории — в городе начались реставрационные работы по сохраненным чертежам волшебных сказок!

В Детской библиотеке истории и культуры Петербурга, на улице Марата, 72 (филиал № 2 Центральной Городской Детской Библиотеки им. А. С. Пушкина) вот уже который год живут «СКАЗКИ НАШЕГО ГОРОДА» — удивительный и волшебный совместный проект факультета театра кукол РГИСИ и Библиотеки (координатор проекта — Мира Львовна ВАСЮКОВА, заведующая библиотекой).

Руководитель проекта петербургский драматург Андрей ЗИНЧУК рассказывает:

«К ребятам приходят сказки, которые написаны о нашем городе, или сказки, родившиеся непосредственно в нем, потому что именно они-то и есть живая, тайная, волшебная и бессмертная душа Петербурга, прикоснувшись к которой хотя бы раз, можно понять, почему и чем так понастоящему красив и необычен наш город и чем он отличается от сотен тысяч других городов».

Режиссер эскиза будущего спектакля «СЛОНЫ НА АСФАЛЬТЕ» —
Наталья ХОХЛОВА (4-й режиссерский курс з.р.к. РФ, профессора Н. П. НАУМОВА),

Художник Лаурита СТРЕЛКА (3-й курс художников-постановщиков з.д.и. РФ, профессора В. Г. ХОВРАЛЁВОЙ).

Актеры — 2-й курс з.а. РФ, доцента И. К. ЛАСКАРИ:

В. ЧЕРНЯВСКИЙ,
А. БУЛЫГИНА,
М. ГЕЛЬШТЕЙН,
Ю. ЖУРАВСКАЯ,
П. ГЛАГОЛЕВА,
П. ЕРЫШЕВ, Д.
РАБИНОВИЧ,
М. ТИМОФЕЕВА,
А. ЛАРКИН —

Все с факультета театра кукол Санкт-Петербургского Российского Государственного института сценических искусств.

Журнал «Костер» поздравляет
ВСЕХ замечательных студентов и преподавателей факультета театра кукол РГИСИ
с Международным днем кукольника, который отмечается 21 марта

Андрей Зинчук
Художник Вера Рогожникова
Страничка автора Страничка художника

В среду театр драмы им. Ломоносова представил предпоказ спектакля «Слон» по пьесе драматурга Александра Копкова, который написал её в 1932 году. Автор так и не увидел её на сцене - пьеса сразу была запрещена. Александр Андреевич ушёл на фронт в июле 1941 года, в сентябре 1942 года он погиб.

Цензоры сочли «Слон» антиколлективисткой пьесой, воспевающей золотого тельца. Пьеса о богатстве, свалившемся, как снег на голову, становится снова актуальной.

Начинается генеральный прогон с участием зрителей. Главный режиссёр театра Андрей Тимошенко предупреждает: «Могу остановить в любой момент и сделать замечание артистам». Но ни разу не останавливает действие. Хотя уже за первые пять минут спектакля исписывает целый лист. Через два часа в руках режиссёра толстая пачка бумаги с замечаниями.

«Премьера - это не приговор спектаклю. Мы всё время что-то улучшаем. Спектакль делается крупными мазками. Потом начинаешь уже прорезать какие-то нюансы, добавлять что-то вкусное. Как только замечания кончатся - спектакль можно списывать», - рассказывает Тимошенко уже после предпоказа.

Пьеса «Слон», без сомнений, о мечте каждого из нас, о том, что все мы хотим нормально или даже богато жить и при этом ничего не делать.

«Это желание у нас в крови. Я спрашиваю: поднимите руки, кто из вас не хочет жить «на халяву»? Несколько человек не поднимают. Но это не честно. Мы все хотим ничего не делать. Кто-то руководствуется нравственными законами, кто-то религиозными, но, тем не менее, природа человека где-то да выстреливает: хочется ничего не делать и всё иметь», - считает главный режиссёр.

Тимошенко отмечает, что в спектакле нет глумления над советской властью, все острые моменты стоит воспринимать как нормальный юмор. И, чуть задумавшись, наш собеседник возвращается к автору, сожалея, что он написал так мало в своей жизни.

«Я считаю, что Александр Копков - великий драматург. Случилось так, что он написал одну пьесу. Если бы он сделал что-то ещё, это было бы так же гениально», - делится Тимошенко.

По данным Wikipedia, Копков всё же написал две пьесы «Слон» и «Царь Потап». Обе они были запрещены.

Премьера спектакля состоится сегодня, в 18.30.

Загрузка...
Top