» » Новый вызов для Церкви

Новый вызов для Церкви

25
В Санкт-Петербурге в клубе ОРТОДОКС 25 июня состоялась дискуссия на тему «Скверная история в городе Екатеринбурге» …
Новый вызов для Церкви

В Санкт-Петербурге в клубе ОРТОДОКС 25 июня состоялась
дискуссия на тему «Скверная история в городе Екатеринбурге».


Какое место должна занимать Православная Церковь в
современном гражданском обществе? Акции протеста против строительства новых и
передачи исторических храмов в собственность РПЦ - это действительно выражение
подлинного народного недовольства, или некие силы искусственно раздувают
скандалы ради собственной выгоды? Должна ли Церковь реагировать на выпады в
собственный адрес, и каким образом? Об этом говорили участники дискуссионного
клуба «Ортодокс» в Петербурге. На встречу пригласили философа и публициста Бориса Дверницкого, культуролога Валерия Веткина и политтехнолога Игоря Алексеева. Модератором круглого
стола выступил протоиерей Максим Плетнёв.


Разговор начался с обсуждения майских событий в
Екатеринбурге, имевших широкий общественный резонанс. Несколько дней там
продолжалось противостояние тех, кто ратовал за строительство храма святой
Екатерины в городском сквере, и тех, кто был против. Не обошлось без
столкновений с полицией. Информационный шум, который мгновенно поднялся вокруг
конфликта, свидетельствует о заказном характере выступлений противников храма,
считает Игорь Алексеев. В данном случае, по его мнению, решались узко
политические проблемы, выяснялись отношения между людьми, которые находятся у
власти, религиозный подтекст здесь искать неуместно.


По словам политтехнолога, который сослался на
соцопросы своих коллег, главный запрос россиян на сегодняшний день - требование
справедливости. В России некогда так хорошо не жили (в материальном плане),
однако, согласно исследованиям ВЦИОМа, готовность к протестам в России на
данный момент - около 25%, и она растёт.


«Что касается Екатеринбурга, я как политтехнолог могу
сказать следующее: любой протест - это хорошо спланированное, подготовленное и
проплаченное мероприятие, - отметил Игорь Алексеев. - Для примера попробуйте в
вашем ТСЖ или ЖСК собрать 15 соседей на совещание. Сколько времени и сил
придётся на это потратить? А в Екатеринбурге 13 мая у сквера за час появилась
тысяча человек. После этого крупное местное информационное агентство начинает в
социальных сетях массово созывать людей в этот сквер.


Обратите внимание, как повели себя при этом губернатор
и новый мэр Екатеринбурга? Они не вышли к участникам акции. То есть запрос на
справедливость в данном случае не сработал. Потом говорили, что там были
провокации. Я там не был, поэтому только анализирую факты, которые беру из
открытых источников. Полиция в тот момент просто попала под раздачу. Им был дан
приказ, и ребята начали силовой вариант, который мы знаем, во что превратился.
И уже через несколько дней президент Владимир Путин на встрече с медиацентром
ОНФ чётко дал понять, что это чисто региональная история, в которой сторонам надо
между собой договариваться».


Церковь, по мнению политтехнолога, в этой ситуации
проиграла, хотя напрямую не имела к ней отношения. Епархия в тот момент не
сыграла на опережение, считает политтехнолог.


Валерий Веткин, в свою очередь, назвал главной
проблемой отсутствие диалога между Церковью и обществом в культурном поле. Как
культуролог, он также не заметил антирелигиозного подтекста в происходящем.


«Если посмотреть на то, что произошло с точки зрения
истории человеческой цивилизации, давайте вспомним: где бы мы ни
путешествовали, где бы ни оказались проездом, что мы забираем с собой на память
о месте? Открытки. И на этих открытках, как правило, изображены храмовые
сооружения, - пояснил Валерий Веткин. - До поры до времени люди были готовы к
тому, чтобы жить в лачугах, но жертвовали последнее на строительство храма.
Постройка в городе или селе нового храма всегда было явлением желательным. В
России в годы революции всё, что до этого с такой верой строилось, потом с
азартом разрушалось. Сейчас в мире уже не так часто строятся храмы, потому что
угасает необходимость. Зато в нашей стране потребность в культовых постройках на
сегодняшний день, как мне кажется, наоборот, возрастает. Хотя, например, храм
Ксении Блаженной в Петербурге тоже возводился с массой проблем, противники
строительства буквально ложились под экскаваторы. Но при этом не было такого
большого резонанса в СМИ. Так что, можно предположить, что в Екатеринбурге
конфликт действительно, был разыгран».


По словам культуролога, противников возведения храма
на месте сквера легко понять: люди привыкли к тому, что есть место для
прогулок, а в крупных городах - это часто роскошь. Даже те, кто спокойно
относятся к православию, могут выйти на митинг не против Церкви, а за
сохранение парка. Если же рассуждать с точки зрения христианина, то нам
прекрасно известно, что Дух Святой может обитать где угодно, без конкретной
географической привязки, поэтому храм можно строить в любом месте. И если так
много людей выступает против застройки сквера, то почему бы не найти другую
подходящую территорию, - задаётся вопросом Веткин.


Борис Дверницкий представил совершенно иной взгляд на
ситуацию - мистический. Свою часть выступления он обозначил как «Екатеринбург
- духовная язва России»
. Философ напомнил о трагедии в Ипатьевском доме, о
том, что именно здесь убили императора Николая II и всю его семью. Поэтому, как
считает Дверницкий, на данный момент нет воли Божией на строительство храма в
столице Свердловской области.


«Екатеринбург - это ещё Свердловск в сакральном
смысле, - подчеркнул Борис Дверницкий. - События в Екатеринбурге обязывают нас
снова обратиться к убийству царя - помазанника Божия. Нужно сакральное действие
- официальное признание РПЦ найденных в Екатеринбурге останков за мощи
царственных мучеников. Затем надо вернуть в город мощи царственных
страстотерпцев и проводить перед ними неустанные моления. Возможно, тогда собор
возведут на достойном месте к юбилею города в 2023 году».


Модератор встречи протоиерей Максим Плетнёв вступился
за епархию Екатеринбурга, отметив, что в подобных случаях рассчитывать на
мгновенную реакцию и не стоило, поскольку решения в Церкви принимаются
неторопливо и взвешенно. Он напомнил, что за несколько дней до известных
событий в городе состоялся большой крестный ход, тысячи людей собрались на
молебен на месте постройки будущего храма и никто не ожидал, что ситуация
развернётся таким неожиданным образом. Православным христианам Екатеринбурга
осталось только недоумевать, - считает о. Максим.


История в Екатеринбурге, по мнению протоиерея, выходит
далеко за пределы региона и обозначает тенденцию современного общества, которую
священник назвал «тихим недовольством народа Церковью».


«Для меня совершенно очевидно, что после празднования 1000-летие
Крещения Руси, мы переживали совершенно уникальный период в истории Церкви -
период духовного расцвета. Тогда началась совершенно новая история Русской
Православной Церкви и история нашего с вами Отечества. Рухнул Советский Союз и
появилось новое государство - Российская Федерация. Это был период духовного
восторга, Второе Крещение Русского народа, - рассказал протоиерей Максим
Плетнёв. - Очень многие современные российские священнослужители именно в тот
период обрели веру и стали служить Богу. Тогда закладывался новый фундамент
нашей Церкви. А потом период неофитства закончился. И наступила просто жизнь. И
вот, теперь начался протест против храмов. Екатеринбургская история стала
общеизвестной, но ведь похожие события происходили, к сожалению, и в нашей
митрополии».


По словам о. Максима, в конце 80-ых - начале 90-ых
годов часть русского народа приняла христианство, позже кто-то в вере
разочаровался, ушёл из Церкви, но примерно 10 % остались в церковной ограде. И
теперь эти верные начинают всё чаще сталкиваться с противостоянием остального
общества. В нежелании соседства с храмом протоиерей видит признаки
богоборчества.


«Для меня как для священника печально, что люди не
хотят, чтобы рядом с ними строился храм, это всё продолжение советского богоборчества,
- говорит о. Максим. - Ведь не только в Екатеринбурге, а во многих других
городах происходит противодействие храмостроительству. Просто оно, как правило,
не освещается в прессе. Тут ситуацию раскрутили, видимо, она, действительно,
была кому-то выгодна. Думаю, если наш русский народ будет отвергать Христа и
Церковь, произойдет очередная трагедия. Мы и так уже пережили в ХХ веке две
катастрофы: было разрушено два государства - Российская Империя и Советский
Союз. Не хотелось бы, чтобы мы снова уничтожили свой дом.


Необходимо помнить, что Церковь - это не о
политический власти, не об экономическом благосостоянии, Церковь - о спасении,
о Вечности, Она не от мира сегодня. Сейчас говорят, что Церковь якобы
неотделима от государства, но на меня чиновники смотрят как на инопланетянина,
мы очень разные. Представители государства не понимают, кто мы такие, не знают,
как на нас реагировать. Ошибаются те, кто говорит, что мы встроены в
государственную машину».


В ситуации гражданской свободы, когда у всех россиян
равные права, и неверующие граждане могут активно выступать против веры и
православия - перед обществом и Церковью встаёт новый вызов: как всем вместе
жить в мире? Этот вопрос модератор адресовал участникам дискуссии. По мнению
Валерия Веткина, договариваться можно только в поле культуры, поскольку оно
понятно и универсально. Игорь Алексеев, в свою очередь, напомнил, что
современная Россия - ещё совсем молодая страна, и государство мы пока только
строим. Он снова напомнил о запросе на справедливость у народа и подчеркнул,
что её может дать людям Церковь. Просто священникам нужно активнее идти на
контакт, чтобы всем вместе вырабатывать условия общественного договора. Философ
Борис Дверницкий провёл неожиданную аналогию с выводом евреев из египетского
рабства.


«Евреи вышли из Египта и 40 лет скитались по пустыне,
чтобы достичь Земли обетованной, - напомнил философ. - Мы же ещё только 30 лет
назад «вышли» из Советского Союза. И до сих пор есть люди, которые мечтают
вернуться назад, говорят, там было хорошо. Надо осознавать нынешнее духовное
состояние людей, понимать, что мы тоже в каком-то смысле блуждаем по пустыне и
ориентироваться на небесные знаки. Наши люди ещё не изжили груз советского
атеистического прошлого. Во многих из нас живёт советский человек».


Борис Дверницкий обратил внимание присутствующих на
то, что в Землю Обетованную вошло уже новое поколение свободных людей, не
помнивших рабства. А сегодняшним православным остаётся бороться за Христа, за
свою веру на любом месте и верить, что через 10 лет скитания по пустыне
закончатся.



Автор: Ксения
Вохминцева


Фотографии с сайта Клуба

Публикации | Ошибка? Вторник,10:55 0 Просмотров:20
Другие новости по теме:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

d